Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Беляновский А.С. Страшны ли нам иностранцы?

Страшны ли нам иностранцы?

Как рассматривать поддержку правительствами зарубежных стран проникновение своего выставочного бизнеса на российский рынок?

Все мы хотим, чтобы Государство Российское помогало своим предприятиям участвовать в зарубежных выставках, поддерживало их, причем не на словах, а на деле; чтобы средства федерального бюджета шли экспонентам, а не на праздники, презентации и выезды многочисленных делегаций.Говоря это, мы не считаем, что Россия или компания-организатор выезда предприятий на итальянскую выставку намеревается раздавить местный рынок или нанести вред экономике Италии.

Фантастика, – скажете вы. И будете правы. По понятным причинам мы называем это продвижением российского бизнеса и развитием международных связей.

Программы развития экспорта через участие в выставках за рубежом существуют во многих странах. Правительства целого ряда государств целевым образом дотируют участие своих фирм в таких смотрах. Специальные агентства реализуют соответствующие программы не только на национальном, но и на региональном уровнях. При этом суммы выделяются немалые.

Не будем говорить о больших странах. Вспомним о маленькой Литве (бывшей советской!) – власти там компенсируют более 70% всех затрат, связанных с выставками литовских производителей за границей (аренда площади, перевозка экспонатов и пр.). По приезде домой они отчитываются и сумма, которую можно оправдать бухгалтерскими документами, возмещается без хлопот. Такова специальная программа по развитию литовского экспорта.

Как известно, самую активную экспортно-выставочную политику ведет Китай, оплачивающий многим своим фирмам-экспонентам не только аренду площади и строительство стендов на зарубежных выставках, но и поездки специалистов.

Реализация собственных экономических интересов на чужих выставках – обычная процедура в условиях открытых рынков. К сожалению, в России подобные программы существенно скромнее, чем на Западе, – но это вовсе не означает, что одни и те же действия с нашей стороны – хорошо, а с «ихней» – плохо.

Оценивая роль и поведение конкретной западной выставочной компании в России, необходимо посмотреть на три объекта ее влияния:

–выставочный рынок;

–отрасль народного хозяйства;

–экономика России в целом.

МЕСТО НА РЫНКЕ

Каковы взаимоотношения иностранных выставочников с местными компаниями, организующими выставки и предлагающими те или иные виды сопутствующих услуг?

Когда мы говорим о работе двух коммерческих структур, понимаем, что между ними всегда возможны конфликты из-за различных экономических интересов. И это нормально, пока все находится в рамках закона. В целом, ситуация может развиваться по двум стратегическим направлениям – конкуренции и сотрудничества.

В пику старожилам. Конкуренция.

Как можно оценить роль выставок CPM – Collection Premier Moscow («Мессе Дюссельдорф Москва»), Heimtextil и Techtextil («Мессе Франкфурт РУС»)?

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с ними – позиционирование как элитных европейских брендовых выставок и шоу мировой моды (CPM), плюс – ориентация на соответствующие целевые группы экспонентов и посетителей.

Представляют ли эти смотры опасность для отечественных выставок - старожилов, прежде всего, Федеральных ярмарок легкой и текстильной промышленности?

В определенной степени – да.

Немецкие выставки привлекают в Россию часть иностранных экспонентов, которые и при их отсутствии все равно к нам приехали бы и деньги за участие в федеральных ярмарках отдали, и только потому, что никаких иных хоть сколь–нибудь презентативных смотров легкой промышленности у нас нет.

Помимо этого, немецкие выставки интересны и определенной части российских компаний, желающих позиционировать свою продукцию как эксклюзивную либо просто дорогую (независимо от ее качества).

Ну, желают они участвовать в стильном европейском шоу с высокой планкой качества представленных изделий, бок о бок с мировыми брендами. Заразителен не только дурной, но и хороший пример. Трудно кого-то в этом винить.

Все это, в сочетании с прямым наложением сроков проведения осенней франкфуртской выставки и федеральной ярмарки, создает новую конкурентную среду, которая, с одной стороны, как и любая конкуренция, мешает старожилам спокойно работать, а с другой – дает им совершенно ясный импульс к самосовершенствованию, реализации принципиально новых проектов, отвечающих запросам самых капризных и придирчивых целевых групп (домов моды, модельных агентств, поставщиков товаров мировых брендов и т.д.)

Таким образом, если рассматривать отношения между организаторами российских и немецких текстильных ярмарок в Москве, с уверенностью можно говорить о создании ситуации открытой конкуренции. Но что дальше?

Шишки и коврижки – пополам. Сотрудничество.

Многие зарубежные компании ищут и находят партнеров в России, чтобы общими усилиями создать новый проект или перенести на нашу почву свои бренды. Понятно, что в этом случае разговоры о пользе/вреде касаются всех соустроителей, невзирая на их происхождение.

Основные варианты сотрудничества российских и зарубежных выставочных компаний приведены в таблице 1.

ВЛИЯНИЕ НА ОТРАСЛЬ

Второй вопрос – как влияют выставки гостей на развитие той или иной национальной отрасли экономики России – негативно, нейтрально или позитивно?

Отвечая на него, прежде всего следует отметить, что у предприятий одной российской отрасли, чьи интересы отражает определенная ассоциация, могут быть совершенно иные взгляды и подходы, чем у предприятий другой отрасли, объединившихся в рамках своего союза. При этом оба объединения совершенно искренни и честно защищают интересы товаропроизводителей.

Так, типографии всегда рады экспансии в Россию приемлемого по цене высококачественного полиграфического оборудования из Европы. Отечественные производители аналогичной техники – против. В свое время Ассоциация предприятий кондитерской промышленности (АСКОНД) выступила против ограничений на ввоз украинского сахара, который был существенно дешевле российского. И это понятно: чем дешевле сырье для кондитерских фабрик, тем больше возможностей для их эффективной работы.

С другой стороны, Ассоциация сахаропроизводителей России требовала введения самых серьезных сезонных квот на импорт сахара с Украины, объясняя это тем, что в противном случае российские сахаропроизводители просто не выживут.

Обе стороны были правы, но решения, предлагаемые ими, оказались прямо противоположны. И потому в ситуации, когда АСКОНД в силу определенных причин отказался от патроната профильной выставки «Интерсладости», сахаропроизводители продолжали ее активно поддерживать.Но вернемся к немецким текстильным выставкам. Существует ли какое-либо их влияние на текстильную отрасль России в целом? И каково оно?

С трибуны Первой Всероссийской конференции «Роль выставочно-ярмарочной деятельности в развитии экономики России», проходившей в «Экспоцентре» полтора года назад, представитель ассоциации текстильных предприятий России высказал вполне здравую и справедливую мысль о том, что главной бедой российской текстильной отрасли была и остается контрабанда низкосортного китайского и турецкого ширпотреба, которым завалены все наши рынки.

Никто, однако, не высказывал и вряд ли выскажет мысль о том, что нашим текстильным фабрикам встали поперек дороги изделия европейских домов моды и классические немецкие костюмы по цене 25 – 30 тыс. рублей (что, как минимум в 4-5 раз дороже российских).

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Как иностранная выставка влияет на российскую экономику? Вопрос наиважнейший, определяющий. Ответ на него можно считать главным критерием оценки деятельности любой зарубежной компании. Если влияние позитивно, а Европейский Союз, входящие в него страны или иные государства дотируют участие своих экспонентов в российских выставках, то – честь им и хвала.

Если же их деньги идут на то, чтобы нанести вред экономике России (разрушить ее никакая выставка, к счастью, не сможет), то деятельность эту, конечно, следует решительно пресекать. Впрочем, пока подобные факты только декларировались – конкурентами, разумеется.

Реальная оценка такого влияния – вопрос макроэкономический, требующий сложнейших исследований. Так как оценивать работу западных выставочников в России в целом? Критерий один – воздействие на экономику страны. Параметров оценки много – влияние на конкурентную среду в различных отраслях народного хозяйства, потребность рынка в продвигаемых товарах и услугах; роль в выводе российских производителей на зарубежные рынки и т.д. В общем, подход должен быть комплексным, обоснованным и с экономической, и маркетинговой точки зрения.

Александр Беляновский

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов