Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

«ЮНКЕРС» для борьбы с саранчой

 

«ЮНКЕРС» для борьбы с саранчой

 

Германия на Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года

 

Первая сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка СССР в Москве проходила осенью 1923 года и располагалась в 255 павильонах и постройках. Под выставку отвели обширную пустынную местность, включавшую отдельные участки территории Голицынской больницы, Нескучного сада и Воробьевых гор. Сегодня здесь находится Парк культуры и отдыха им. Горького. Советские павильоны выстроили с одной стороны Москва-реки, иностранные  – с другой.

Первая общенациональная выставка (после революции и гражданской войны в России) стала еще и крупнейшим международным смотром – в ней участвовало более 600 фирм из 18 стран Европы, Азии и Америки.

Советская власть рассматривала выставку как событие историческое и «насущно нужное стране, высококультурное и животворящее по своим последствиям предприятие» именно так говорится в Постановлении ВЦИК Советов об ее открытии от 15 августа 1923 г.

Европа возвращалась в Россию. Новая экономическая политика, пришедшая «всерьез и надолго» – так утверждали большевики, давала надежду на то, что и при новой рабоче-крестьянской власти экономика страны останется  рыночной. Другого никто и представить не мог.

В 1913 году Российская Империя импортировала товаров на сумму 1 миллиард 374 миллионов рублей золотом, через десять лет – лишь на 150 миллионов. Падение в десять раз. Неудивительно, что иностранцы спешили. Кто не успел, тот опоздал, – так считали многие, и, прежде всего, немцы, занявшие более половины площади Иностранного Отдела выставки.

К ее открытию Экономический Институт в Кенигсберге издал специальный номер своего журнала «Восточно-Европейский рынок», целиком посвященный статьям «выдающихся специалистов по вопросам германо-российской торговли и руководящих политических деятелей».

Иностранный Отдел соединился с русской частью выставки мостом, перекинутым через Крымский Вал. Помимо крупных промышленных предприятий, здесь было немало рабочих и сельскохозяйственных кооперативов, образовательных и научных учреждений.

 

Главный павильон разбили на участки отдельных стран – германский, французский, североамериканский и пр. Некоторые государства решили выстроить собственные павильоны – так сделали Латвия и Чехо-Словакия. Многие крупные фирмы также возвели свои павильоны.

Но самое большое место заняла Германия. На ее долю пришлось не менее половины всех иностранных экспонентов. Ассортимент представленных немецкими фирмами промышленных установок, машин, сельскохозяйственных орудий, разного рода изделий и товаров было чрезвычайно разнообразным. Отметим лишь, с грустью, что восемьдесят один год назад аэропланы «Юнкерс» предназначались для борьбы с саранчой и не вызывали в России страха, а «Мерседес» был известен пишущими машинками.

Среди множества небольших путеводителей и брошюр того времени выделялся монументальный, в двух томах, «Спутник по Выставке». Откроем его. Перешагнем порог времени, посмотрим, что предлагали германские компании…

 

«Спутник по Выставке»,

Книга 2, Москва,1923

 

Известные еще до войны [Первой мировой] заводы Рудольфа Сака выставляют свои упряжные и прицепные плуги, культиваторы, рядовые сеялки, бороны, мотыги, дисковые бороны и проч. Такие же машины доставили известная фирма «Майфарт и К», заводы Вольфа, Ланца и Борзига, известные своими молотилками, локомобилями и т.д.

Из других германских фабрик и заводов, привезших на Выставку сельско-хозяственные машины и орудия, назовем еще: «Рейнметалл» и «Мезенгеллер», входящие в «Русско-Германское Акционерное Общество»… Далее идут фирмы «Дейтше Веерке», «Гартунг и Шварц», «Круп», «Шульцке», которые производят кроме разного рода сельско-хозяйственных орудий автоматические весы, химические продукты,  эфирные масла и проч.

«Комель» выставляет ремесленный инструмент; «Дамм  и Латвиг» – замки, «Кернер и Зибель» – пилы; «Рихард Лесснер» – скобяные товары; «Талесверк» – модели счетных касс; «Националь» – контрольные кассы;  «Мерседес» – модели пишущих машин; «Юнкерсверке» – аэропланы, которыми теперь пользуются для борьбы с саранчой.

Книжная торговля «Москва» [германская книготорговая компания] выставляет сельско-хозяйственную литературу.

Фирма «Сименс-Шуккерт» – показывает применение электрической силы в крестьянском хозяйстве не только для приведения в движение машин, работающих на поле или на крестьянском дворе, но также и применяемые в лесу для замены ручной порубки и распилки дров, на мельнице – для привода жерновов, для освещения крестьянских изб, сараев, риг и скотных дворов.

Фирма «Фрейнд и Амстеа», «Общество Моторных Плугов Ганомаг» и «Русско-Германское Автомобильное Общество» выставляют моторные плуги, тракторы, которые из года в год вытесняют во всем мире и у нас в России не только старую деревянную соху, но даже и легкий конный плуг; кроме того, они показывают здесь работу своих автомобилей-грузовиков, которые теперь, при крайней нужде русской деревни в рабочем скоте, особенно в лошадях, смогут значительно облегчить перевозку хлеба, сена с поля, дров, бревен и леса – в деревню и город, доставку всякого рода товаров из города в деревню там, где железнодорожный фрахт очень дорог или вообще нет железнодорожных путей.

Фирма «Азотен» знакомит с производимыми ею искусственными удобрениями, которые так важны для поднятия урожайности земли, «Общество Поощрения Немецких Селекционных Растений» – с лучшими сортами посевных семян, применение которых в России дает возможность либо в значительной степени повышать урожайность и качество хлебов, либо разводить такие сорта хлебов и других полезных растений, которые до сих пор вообще не засевались или не урождались в России.

Фирма «Иоганн Беккер и К» привезла на Выставку образцы своего племенного скота и устроила образцовую молочную ферму, на которой нам показывает те способы, которыми пользуются заграницей в молочном хозяйстве при хранении и обезврежении молока, изготовлении  масла, сыра и других молочных продуктов…

«Комитет Кенигсбергской выставки» и Берлинский Сельско-Хозяйственный Институт выставляют таблицы и карты, другие научные и статистические материалы, по которым можно ознакомиться с деятельностью германских сельско-хозяйственных обществ и научных организаций.

 

Такова была экспозиция.

Но как вел себя народ? Кто был посетителем?

Вот что по этому поводу писал корреспондент Виноградов в газете «Информационный бюллетень Иностранного Отдела Первой Сельско-Хозяйственной и Кустарно-Промышленной выставки СССР», №2, 2 сентября 1923 г.:

 

 

«Открылся Иностранный Отдел Выставки.

В павильонах, под навесами и просто на открытом воздухе, поблескивая сталью и медью, стоят машины, привлекающие к себе группы посетителей.

Идет горячий обмен мнениями, иногда вспыхивает спор о годности того или иного трактора в наших условиях. Резко выделяется состав толпы у машин. Нет выутюженных костюмов, галифэ, высоких каблучков. Возле машин толпа одноцветная, в сапогах, потертых пиджаках, красноармейской гимнастерке. Мелькает ярким пятном вышитая сорочка украинца.

У громадного трактора одной из германских фирм, припав к земле и положив на колено лист бумаги, пишет что-то крупными неровными буквами фигура. Лицо заросло седоватой щетиной, заскорузлые пальцы неумело держат огрызок карандаша, сапоги с «тройной» подошвой, глаза, прищуренные как от солнца, пытливо ощупывают трактор.

– Я из Самарской губернии, от уезда выбран, – торопливо бросает собеседник, – на уездном съезде доверенным послали посмотреть, чтобы успеть вернуться и рассказать, чтобы еще раз на выставку вернуться можно было. Купить хотим… Ведь посмотри, трактор места не больше чем лошадь займет, пройдет по какой хочешь дороге, а в нем 12 лошадиных сил и нефти берет – 8 фунтов на час. На нем и в лес за дровами, и на станцию с хлебом, и к мельнице его приспособишь, и к молотилке. Ведь я  так думаю, за лошадью ухаживать больше науки, чем за машиной. Лошадь не разберешь по частям, в середину не заглянешь».

 

Так присматривался к германскому трактору самарский крестьянин теплым августовским днем 1923 года.

Как и сегодня, та, далекая межвоенная выставка сближала страны и народы, расширяла торговлю и обновляла промышленность. Увы, история не знает сослагательных наклонений, и не выставки определяют ее ход. Пока.

 

Александр Беляновский

 

 

 

 

 

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов