Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник «Выставки Москвы» Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru ЗАКАЗ ИЗДАНИЙ Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Книги по выставочной деятельности
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок Гостиницы Другие услуги
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
История российских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Видеотрансляции
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Беляновский А.С. «Авто – как роскошь». Первые автосалоны в России – 1907–1913 годы

Авто – как роскошь…

Первые автомобильные выставки в России стали сенсацией – куда большей, чем нынешние автосалоны

 

Замечательный, но мало оцененный потомками факт: основателями всех ведущих мировых автосалонов в конце XIX – начале XX века стал… журнал.

Именно так. Редакция французского автомобильного издания L’Auto организовала собственный комитет по организации автомобильных выставок, по инициативе которого состоялись

первые автосалоны в Париже, Женеве, Берлине, Лондоне и других европейских столицах.

Почему подобная идея родилась во Франции? Вот что по этому поводу писал журнал «Нива» в мае 1907 года: «Царицею автомобильного производства, да и самого автомобильного спорта в настоящее время является Франция; за нею можно поставить Германию, далее Бельгию, Англию, потом Америку. Франция не только сама приобретает на миллионы франков экипажей собственного производства, но и по вывозу их стоит впереди других производящих стран: за 1905 год ею вывезено автомобилей на 6 миллионов франков».

Уникальным явлением оставался и сам журнал L’Auto: издаваясь немыслимым по тому времени тиражом в 100 тыс. экземпляров, он не только готовил международные выставки в разных странах, но и тратил сотни тысяч франков на призы для победителей автомобильных гонок.

До России очередь дошла в 1907 году. Редакция L’Auto обратилась за помощью к русским коллегам из журнала «Автомобиль», те же, имея совсем иные масштабы деятельности, не позволявшие самостоятельно браться за столь грандиозный проект, пришли с идеей в Российское Автомобильное Общество (РАО).

Предложение пришлось как нельзя кстати. В самое кратчайшее время из представителей РАО, редакций L’Auto и «Автомобиля» создали Главный комитет будущей выставки.

В течение 1907 – 1913 годов в России прошли четыре национальных автосалона. Все они, по сути своей, были полем битвы за русский рынок французских и германских фирм, в борьбу которых пытались вклиниться итальянцы и бельгийцы. Экспонаты иных стран, включая и собственно русские, служили фоном.

Значение автосалонов начала XX века для развития экономики России трудно переоценить. Интерес к автомобилям был чрезвычайно высок, ведь они еще не стали всеобщим средством

передвижения и ценились как новинка, чудо техники, предмет роскоши и символ достатка. А потому визит в магазин и приценка к столь дорогостоящей вещи без твердого намерения купить считался не совсем приличным.

Выставки давали возможность всем желающим увидеть и изучить автомобили, не будучи никому ничем обязанным. Продавцам же представлялся поистине уникальный шанс соблазнить колеблющихся и сомневающихся.

А потому интерес к выставкам и наплыв публики были огромными.

 

Первая выставка,

Санкт-Петербург, 1907 год

 

Международная выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта проходила в Михайловском манеже с 19 мая по 4 июня 1907 года.

Все экспонаты разделили на шесть классов. К первому отнесли автомобили, шасси и экипажные корпуса. Ко второму – те же изделия плюс мотоциклы и велосипеды. К третьему – шины, двигатели, станки, агрегаты и приспособления. К четвертому?– предметы одежды для автомобилистов. К пятому – тяжелую технику: грузовики, омнибусы, сельскохозяйственные машины и пр. Шестой класс вообще не имел отношения к автомобилям – в него вошли моторные лодки и иные суда, оснащенные двигателями внутреннего сгорания.

Салон готовился с помощью французов, и потому именно они лидировали, показав более 30 машин. Немцы привезли 13 автомобилей, другие страны – Италия, Бельгия, Дания и Швейцария?– единичные образцы. Россию представляли, в основном, поставщики зарубежной продукции.

Несмотря на подобную раскладку, первыми гостей встречали итальянцы – стенд «Фиата», далее шли «Рено», «Бразье» и «Мерседес». Богатое оформление, элегантность и новизна европейских моделей привлекали сотни посетителей. Отзывы прессы были не просто положительными?– восторженными.

Имелись в Михайловском манеже и русские производители. Автомобили собственной сборки – почтовую машину, грузовик и две легковые машины с четырех- и шестицилиндровым двигателями (32 и 90 л.с. соответственно) представило «Акционерное общество Г.А. Лесснер», получив Большую золотую медаль «За установление автомобильного производства в России».

Петербургская фабрика П.Д. Яковлева и компания «Фрезе и Ко» демонстрировали автомобильные кузова, поставленные на иностранные шасси. Они также удостоились высшей награды?– Большой золотой медали.

Центральное событие смотра – автогонка из Москвы в С.-Петербург. Абсолютным победителем, завоевавшим Императорский приз ценностью 1500 рублей, призы Комитета выставки и Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба стал гонщик Дюрэ на экипаже «Дитрих». Стартовав в Москве в 2 часа 10 минут ночи, он пришел на финиш в 12 часов 12 минут пополудни, затратив на путь 10 часов 2 минуты – с учетом обязательной 40-минутной остановки и столкновения с собакой. Рекорд француза поразил современников, тем более, что следующий за ним гонщик Жемличка на экипаже «Дирак» прибыл лишь в 7 1/2 часов вечера. Для справки: курьерский поезд Николаевской железной дороги шел из Москвы в С.-Петербург 11 часов.

 

Вторая выставка,

Москва, 1908 год

 

Международная выставка автомобилей, моторных лодок, двигателей, велосипедов и спорта – так она называлась – состоялась в Москве, в здании Манежа, с 3 до 20 мая 1908 года. Организатор – Московское отделение Российского Автомобильного Общества.

При входе гостей встречала высокая арка в господствовавшем тогда стиле модерн, украшенная скульптурными группами, изображающими шоферов и велосипедистов, – с автомобилями и велосипедами.

Экспоненты привезли более 150 автомобилей различных конструкций, в том числе: 31 лимузин, 14 ландоле, 3 купе, 37 дубль-фаэтонов, 9 двухместных авто, 18 шасси, 3 омнибуса и 16 грузовиков. Здесь же находились велосипеды и мотоциклы, моторные лодки, резиновые шины, смазочные масла и составные части для ремонта машин.

К мировым брендам той эпохи можно отнести торговые марки «Пежо», «Бенц», «Заурер» и «Бюсинг».

«Напрасно стал бы посетитель искать здесь автомобиль русского производства, – сетовал автор «Московских Ведомостей» в номере от 9 мая 1908 года, – русская промышленность еще не успела проникнуть в эту область».

Нашу страну представляли лишь агенты зарубежных фирм и производители автомобильных корпусов: экипажные фабрики «Фрезе и Ко», «П.П.?Ильин», «Ив. Брейтигам», «Братья Крыловы».

Десять стендов заняли поставщики резиновых шин во главе с Товариществом Российско-американской резиновой мануфактуры (ТРАМ) и фабрикой «Проводник».

Выставка «вызвала к себе большой интерес в среде богатого класса и торгово-промышленных предприятий, – писали «Московские Ведомости». – Устроители не пожалели средств на украшение обширнейшего городского манежа. Декорации сделаны красиво и изящно, а главное – оригинально».

Современники отмечали, что по общему виду экспозиция оказалась скромнее первой, петербургской. Небогатую отделку компенсировали электрическое освещение и зеркала, призванные высветить и показать автомобили и их устройство. Именно поэтому выставка выглядела особенно эффектно при вечернем освещении.

По подсчетам устроителей, в Манеже побывало около 30 тысяч посетителей, 20 тысяч из которых заплатили за билет. Необычайно много было гостей из провинции.

Невероятный для того времени факт: за 18 дней работы продали около 100 автомобилей, при этом заявки на покупку поступали еще долго по окончании выставки.

Как и годом ранее, прошла автомобильная гонка, на этот раз из С.-Петербурга в Москву.

Другое, не менее яркое мероприятие – испытание грузовых автомобилей, проехавших 110 верст от Манежа до станции Подсолнечная по Петербургскому шоссе и обратно. Выяснилось, что для русских дорог лучше всего подходят грузовики «Бюссинг» – именно их впоследствии московские власти закупили для коммунальных служб. Помимо этого, некоторые гостиницы Москвы приобрели омнибусы (автобусы) германского и австрийского производства для подвоза постояльцев к вокзалам.

 

Третья выставка,

Санкт-Петербург, 1910 год

 

III Международная автомобильная выставка прошла там же, где и первая, – в Михайловском манеже с 15 по 29 мая 1910 года. Организатор – Императорское Российское Автомобильное Общество. О внимании к смотру красноречиво свидетельствует тот факт, что ее Почетным президентом стал Министр финансов, будущий Председатель Совета Министров В.Н.Коковцев.

Как ни странно, первыми посетителей встречали… аэропланы – французский «Блерио» и «Россия», принадлежащий первому Воздухоплавательному обществу. Самолеты символизировали неудержимый прогресс техники в покорении пространства.

Автомобилей привезли меньше, чем в Москве?– всего 50. Но каких!

«Гвоздем выставки можно признать экспонаты, присланные автомобильными фирмами «Бенц» и «Гагенау», – писал 16 мая 1910 года «Петербургский Листок», одна из самых массовых столичных газет. Стенд компании «Бенц» занял 210 кв.м. Здесь разместили новейшие модели самых разных экипажей, от сверхдорогих элитных лимузинов до автобусов, устроенных по типу вагонов железной дороги вместительностью 20 человек. Предлагали немцы и оборонную продукцию – тяжелый грузовик с мотором в 45 л.с. и подъемной силой 800 пудов, официально признанный годным для военных целей в германской армии.

Фирма «Гагенау» арендовала стенд такого же размера. Немногим отстал Русско-Балтийский вагонный завод – на площади 200 кв.м он пред­ставил первую русскую автомобильную марку «Руссо-Балт», родившуюся годом ранее, в мае 1909 года.

Новинками считались мощные стосильные «Изота-Фраскини» и «Опель», а также автомобильные сани «Рене Ле Гран», выигравшие Большой приз Французского автомобильного клуба,?– первый автомобиль, способный развивать скорость 20 верст в час на полозьях.

Неизменный участник первых автосалонов?– Товарищество Российско-американской резиновой мануфактуры выступало в новом качестве?– как мировой лидер. Годом ранее ее продукция – резиновые шины «Треугольник» получили Большой приз на испытаниях в Париже, лучше других выдержав автопробег длиною 3000 км.

По отзывам газет, выставка отличалась небывалым коммерческим успехом. Продажи шли непрерывно. Так, Русско-Балтийский вагонный завод, имея на стенде 5 автомобилей, продал со склада 25 машин.

К разряду сопутствующей программы можно отнести гонку на одну версту на приз журнала «Автомобиль».

Сразу по закрытии смотра, в июне 1910 года, под личным покровительством Николая II состоялся автопробег длиною 2700 верст по маршруту

С.-Петербург – Киев – Москва – С.-Петербург.

 

Четвертая выставка,

Санкт-Петербург, 1913 год

 

Крупнейшим из всех автосалонов Российской Империи стала IV Международная автомобильная выставка 1913 года, открывшаяся 5 мая 1913 года. Единственная из всех, она получила личное покровительство Николая II.

Выставка проходила в нескольких зданиях. В Михайловском манеже разместили готовые автомобили и корпуса (кареты). В прилегающей к манежу стеклянной ротонде – автомобили и резиновые шины. В Казачьем манеже – автомобильные принадлежности и части. В деревянных строениях и на самой площади – грузовые, пожарные и военные машины, а также и сельскохозяйственные тракторы.

Главный вход представлял собой высокую классическую арку, подпираемую четырьмя колоннами. На ее вершине высился гигантский двуглавый орел, по фронтону шла надпись: «Принятая под Высочайшее Его Императорского Величества покровительство IV Международная автомобильная выставка». Вход освещался огромной люстрой из 4 дуговых фонарей.

Арку и прилегающие строения выкрасили в белоснежно-белый цвет. Все здания и помещения украсили гирляндами из зеленого плюща, внутрь которых вплели сотни электрических лампочек. Помосты для автомобилей сделали зелеными.

За три дня до открытия, 2 мая 1913 года, «Петербургский Листок» писал: «Через несколько дней открывается автомобильный салон, превзошедший по своим размерам всякие ожидания». Побывав на выставке, журналист не мог сдержать своих чувств: «Несколько сот автомобилей, один другого роскошнее, так и блестят своей новизной! Слышится разговор на всех европейских языках!».

Впрочем, восхищение продолжалось недолго, уже 11 мая газета сетовала: «Вчера в манеже была масса народа. Всех поражает, что на такой грандиозной выставке очень мало общедоступных автомобилей. Выставка исключительно для миллионеров!»

Салон носил подлинно международный характер. «Первое место занимает Германия, второе – Франция, и последнее – Россия, которая имеет только две автомобильные фирмы» – констатировал тот же «Петербургский Листок».

В целом, свою продукцию показали свыше 150 фирм из различных стран.

Германия представила 27 автомобильных компаний, Франция – 21, Великобритания – 9, Северная Америка – 6, Италия – 5, Бельгия – 3, Австро-Венгрия, Швеция, Швейцария и Россия – по 2.

В число участников вошли все мировые лидеры той эпохи, многие из которых остаются таковыми и сегодня – «Мерседес», «Ауди», «Пежо», «Рено», «Фиат», «Роллс-Ройс», «Опель». Имелись и забытые ныне марки – «Хорх», «Адлер», «Делахойе», «Коммер», «Саурер».

Хозяин – Россия – действительно оказался среди аутсайдеров, представив лишь два автомобильных производства: Русско-Балтийский вагонный завод и автомобильный завод И.П. Пузырева. Впрочем, многие в тот же ряд ставили и фабрику П.П.Ильина, где собирали машины из кузовов собственного производства на иностранных шасси. Фабрика экспонировала первую в стране санитарную машину, спроектированную с участием медиков – именно она впоследствии стала незаменимым помощником Русской армии на фронтах мировой войны.

Огромный интерес вызывали автомобили специального назначения – передвижные лазареты, радиотелеграфные станции, авиационные ангары, прожекторные установки и пр. Особый раздел посвящался тракторам, мото-плугам и иной сельхозтехнике.

В отделе бензина и масла обращал на себя внимание роскошный киоск нефтепромышленного общества «Мазут», поставляющего лучшие сорта бензина и русского смазочного масла, продававшегося дешевле американского и не уступающего тому по качеству.

Выставка пользовалась несомненным успехом. Автомобили со стендов продали почти что все.

Интересный факт: житель Москвы М.М.Сычев приобрел тогда автомобиль «Лоррейн-Дитрих». Ввиду отсутствия глушителя и, соответственно, немыслимого грохота при езде, градоначальник запретил владельцу передвигаться на своей машине по Москве. На загородные гонки и тренировки машина приезжала, запряженная парой лошадей. Тем не менее владелец установил на ней всероссийский рекорд скорости – 167 км/ч.

«От души желаю успеха выставке и состязаниям автомобилей на пользу развития этого дела в России, имеющего столь громадное общегосударственное и специально-военное значение!» – писал в приветственной телеграмме устроителям III Международной автомобильной выставки Великий Князь Николай Николаевич. Такова была официальная точка зрения на автосалоны и оценка их власть имущими.

История свидетельствует: первые российские автосалоны были яркими, зрелищными, фееричными, массовыми. Новейшие модели, мировые марки, толпы народа… Восхищение, зависть, восторг…

Что изменилось за век?

Да ничего. По сути своей. Таковы автосалоны и сегодня.

Александр Беляновский


Российское Автомобильное Общество (РАО)

 

Первое национальное объединение автомобилистов России создано 15 мая 1903 года в С.-Петербурге. В состав учредителей вошли 15 человек, включая нескольких генералов. Под свое покровительство общество сразу же принял Великий князь Михаил Александрович.

Для вступления требовались рекомендации не менее двух действительных членов, выплата вступительного взноса (50 рублей) и годового членского взноса (100 рублей).

Общество имело техническую библиотеку, издавало журнал «Автомобиль», занималось организацией гонок, фиксировало национальные и международные рекорды. Членам РАО предоставлялись скидки при покупке бензина и масел,

а также – при ремонте автомобилей.

19 декабря 1909 года общество под свое личное покровительство взял

Николай II, и оно стало именоваться «Императорским». В том же году РАО заключило соглашения с объединениями автомобилистов других стран Европы,

что давало возможность его членам пересекать государственные границы

в упрощенном порядке.

 
Наши партнеры


 
 
 
 
 
 

Рейтинг@Mail.ru

счетчик посещений
«ИнформЭКСПО» Москва, ул.Партизанская, д.7, корп.1, оф.17
тел/факс: (495) 721-8068, e-mail: iv@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы 2016
Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2016
Выставочная деятельность::Выставочные новости