Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания
Журнал «Экспо Ведомости»
Справочник "Выставки Москвы"
Газета «Удача-Экспо»
Реклама в изданиях "ИнформЭкспо"
Реклама на сайте www.informexpo.ru
Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности
КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис
Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды
Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
|
Алексеев С.П. «Потенциал выставок – как его использовать эффективней?»Потенциал выставок – как его использовать эффективней? Алексеев С.П., президент Российского Союза выставок и ярмарок (РСВЯ), председатель Правления торгово-промышленной палаты С.-Петербурга, генеральный директор ОАО «Ленэкспо»
Российский Союз выставок и ярмарок (до июня 2006 года – Международный Союз выставок и ярмарок) – ровесник СНГ. Создавался он в самые нелегкие для нас времена – осенью 1991 года. С тех пор и многие годы он объединял выставочников на всем пространстве СНГ. Сегодня РСВЯ – это российский национальный союз с международным участием. В наших рядах представлены практически все регионы России, а также – выставочные компании из Армении, Белоруссии, Казахстана, Литвы, Молдавии и Украины. Каковы основные направления нашей работы? Прежде всего, это – продвижение российской выставочной индустрии у себя дома, в странах СНГ и по всему миру. Мы входим во Всемирную ассоциацию выставочной индустрии (UFI), сотрудничаем с 40 национальными союзами, постоянно обобщаем опыт работы в России и за рубежом, проводим соответствующие встречи и семинары. Большая роль отводится бизнес-образованию. В прошлом году подготовлен первый выпуск специалистов высшей квалификации по специальности «Выставочный менеджмент» по Российско-немецкой программе MBA в Академии народного хозяйства при Правительстве России. Как важное направление нашей работы хотелось бы выделить аудит выставочной статистики. Не секрет, что немало выставочников привыкли приукрашивать показатели своих мероприятий, распространяя о них заведомо недостоверные сведения. Аудит – это серьезный и действенный инструмент получения достоверной статистики. Несмотря на имеющиеся трудности и издержки, он уже доказал свою эффективность. Говоря о роли и потенциале выставочного бизнеса для развития сотрудничества между странами Содружества, надо учесть следующие факторы: – общие показатели экономических отношений между нашими странами; – состояние выставочного рынка России и его влияние на сотрудничество в рамках СНГ; – факторы, определяющие развитие участия российских компаний в выставках за рубежом; – динамику участия компаний из стран СНГ в российских выставках.
Экономика как основа развития выставочного сотрудничества стран СНГ
В целом, Россия продолжает опережать ведущие страны мира по экономическому росту. В 2005 году наш внутренний валовой продукт по сравнению с прошлым годом вырос на 6,2% (Европейский Союз – 1,2%, США – 3,5%, Япония – 2%). Достигнут рекордный уровень экспорта российских товаров – 245,3 млрд. долларов (+33,9% к 2004 году), в том числе в страны СНГ – 33,6 млрд. долларов (+11,3%). Хорошо это или плохо? Все познается в сравнении. В 2004 году по сравнению с 2003 годом прирост российского экспорта в страны СНГ составил 39,3%. Таким образом, рост продолжается, но темпы его заметно упали. Характерно, что весь прирост экспорта в 2005 году получен исключительно за счет роста цен. В то же время наблюдается тенденция снижения доли стран Содружества в общем объеме российского экспорта – с 16,5% до 13,7%. Соответствующий показатель стран дальнего зарубежья вырос с 83,5% до 86,3%. Аналогичная ситуация происходит и с импортом. Доля товаров стран СНГ, поступающих на рынки России, в общем объеме импорта снизилась с 20,4% до 17,4%. К основным факторам падения торгового оборота между Россией и странами СНГ относятся: – сокращение объемов торговли с Белоруссией (как экспорта, так и импорта); – создание в Белоруссии импортозамещающих производств, особенно – на территории свободных экономических зон; – усиление контроля над ввозом в Россию некоторых групп товаров (белый сахар, сахар-сырец), ряда промышленных товаров, нефтепродуктов, машин и оборудования. Таким образом, изменения общеэкономической обстановки на пространстве СНГ явно не способствуют расширению выставочного сотрудничества.
Российские экспозиции на выставках за рубежом
Каковы факторы, сдерживающие развитие российского участия в выставках за рубежом, в том числе и в странах СНГ? Мы провели анализ вместе со специалистами Торгово-промышленной палаты России и пришли к выводу, что главными причинами данного явления стали: – недостаточный объем финансирования; – отсутствие регулярно действующих механизмов поиска перспективных иностранных рынков, анализа конъюнктуры и тематик выставок с целью подготовки перечня экспортных товаров и выработки соответствующих предложений; – отсутствие системы оценки эффективности зарубежных выставок и, соответственно, официальной статистики по эффективности участия в них российских компаний; – имиджевый характер национальных экспозиций за рубежом; – отсутствие сложившейся системы продвижения этих экспозиций. В области таможенной политики также имеются вопросы: – многие товары подпадают под регулирование Федеральной службы по техническому экспортному контролю; – сохраняются сложности при оформлении Карнетов АТА; – проблемы, связанные с мерами регулирования нестандартных грузов; – запрет федерального законодательства на вывоз алкогольной (водочной) продукции в качестве образцов и представительских товаров. Рассмотрим отдельно вопрос финансирования. В 2005 году на организацию российских национальных выставок и экспозиций на 13 зарубежных выставках из государственного бюджета выделено 7 млн. долларов, при этом 5 млн. долларов пришлось на подготовку павильона на Всемирной выставке «Экспо-2005». В 2006 году на российское участие в 15 зарубежных выставках выделено 3 млн. долларов. Много это или мало? Несколько цифр для сравнения. В Германии на те же цели ежегодно тратится 35 млн. евро. На эти деньги осуществляется поддержка работы немецких фирм более чем на 200 зарубежных выставках, в том числе и в России. Политика участия в иностранных выставках является там стержнем всей внешнеэкономической деятельности: 90% предприятий с численностью персонала до 500 человек пользуются федеральными субсидиями для участия в выставках. На пространстве СНГ пока другие порядки. Конечно, и у нас нельзя не отметить определенные успехи. Большое значение для укрепления экономического сотрудничества стран Содружества, в том числе в выставочной сфере, имеют Российские национальные выставки за рубежом. В 2005 году мы провели их в Таджикистане, Армении и Белоруссии. В 2006 году прошла выставка в Азербайджане. Не меньшую роль играют и Межгосударственные выставки. В 2005 году их было две: «СНГ: Образование-2005» (Москва) и «СНГ: Наукоемкая продукция и высокие технологии» (Кишинев). В нынешнем году в Москве, на территории Всероссийского выставочного центра состоится выставка «15 лет: сотрудничество и интеграция», посвященная 15-летию СНГ.
Страны СНГ на выставках в России
К сожалению, динамика участия стран Содружества в российских выставках оптимизма не вызывает: в течение трех лет продолжается спад основных показателей. Подавляющее большинство экспонентов из стран СНГ приезжает к нам из Украины и Белоруссии: 46,15% и 40,82% соответственно, на все остальные страны приходится лишь 13,04% (данные 2005 года). Общие показатели участия стран СНГ в российских выставках приведены на графике.
Таблица. Количество участников российских выставок из стран СНГ
Как активизировать сотрудничество в выставочной сфере?
Нам нужны реальные меры по усилению выставочных связей между странами СНГ. Исходя из этого, Российский Союз выставок и ярмарок предлагает: – содействовать развитию системы государственной поддержки выставочно-ярмарочной деятельности в России и определению сфер влияния в выставочных процессах органов власти, ТПП РФ и территориальных палат; – активизировать сотрудничество между отраслевыми союзами, ассоциациями и объединениями российских предприятий и РСВЯ для определения номенклатуры товаров и услуг, имеющих экспортный потенциал и инвестиционный интерес для стран СНГ; – активней использовать возможности торговых представительств, экономических отделов посольств и других российских организаций в странах СНГ для определения приоритетных тематик местных выставок; – расширить перечень выставок за рубежом, на которых организуются российские экспозиции с частичным финансированием за счет средств федерального бюджета – включить в него мероприятия в странах СНГ (на основе проведенного РСВЯ анализа и выработанных рекомендаций); – эффективнее использовать выставки для реализации экономической политики государства, формирования товарных рынков стран СНГ, отдельных регионов и отраслей; – организовать систему сбора статистики по экономической эффективности национальных экспозиций; – разработать единую систему информирования деловых кругов и продвижения российских экспозиций на выставках в странах СНГ. Таковы основные шаги, которые позволят превратить выставки в эффективный инструмент экономического сближения наших стран. |
«ИнформЭКСПО» телефон: (916) 084-59-42 Электронная почта: info@informexpo.ru Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017 Выставочная деятельность::Выставочные нов |
|