Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Выставка как объект интеллектуальной собственности

Выставка как объект интеллектуальной собственности

 

 

Сергей Алексеев, Игорь НайденовАндрей Лапшин, Александр ШталенковОт редакции: Выставочный бизнес в новых экономических условиях развивается у нас уже более 15 лет. За это время появились признанные лидеры среди организаторов выставок, а ведущие выставочные мероприятия достигли такого уровня, что стали товаром и объектом собственности, их продают и покупают. Успешные проекты переходят от одной компании к другой.

В то же время обостряются сопутствующие проблемы и возникают новые. Дублирование выставок аналогичной тематики, недобросовестная конкуренция – явления, к которым уже привыкли и, постоянно обсуждая и осуждая, почти смирились с ними, не найдя действенного способа улучшения ситуации.

Осенью прошлого года, пожалуй, впервые мы стали свидетелями разделения двух очень серьезных выставочных проектов, которые можно было по праву назвать отрасль-образующими. Речь идет о выставках «Текстильлегпром» и «Отдых», успешно проходивших в течение последних двенадцати-тринадцати лет. Потенциальные экспоненты в шоке – выставок стало в два раза больше. В принципе можно было бы считать естественным некоторое изменение структуры мероприятия при достижении определенного этапа развития. Настораживает лишь нецивилизованность «развода» бывших соорганизаторов: распространение взаимоисключающих заявлений с претензиями друг к другу, публичные споры по поводу права обладания названием и товарным знаком выставки и т.д. Очевидно, одной из причин такого явления стали не оформленные правильно и в свое время договорные отношения между компаниями.

Сегодня вопрос о юридическом обосновании права организатора на проведение выставки становится все более актуальным. Мы предложили обсудить эту тему руководителям нескольких ведущих выставочных компаний и президенту РСВЯ Сергею Алексееву. Ответы на вопросы редакции комментирует Елена Джемс-Симонс, патентный поверенный РФ.

 

1. Регистрация товарного знака – является ли это единственным способом юридически защитить права организатора на проведение выставки?

 

Сергей Алексеев. – В наших условиях – да. Однако право какой-либо компании проводить ту или иную выставку в условиях рыночной экономики никем и ничем не оспаривается и не запрещается.

Регистрация товарного знака выставки на практике не гарантирует организатору, что аналогичная выставка с такими же разделами не будет проводиться другой компанией. Дублирование выставок той же тематики под другим названием и с другим логотипом в одном городе очень распространено. И, говоря маркетинговым языком, по отношению к первичной остальные выставки являются «товарами-заменителями».

Поэтому мы предлагаем неюридические формы отличия: присвоение выставке знака РСВЯ или UFI и другие способы.

Нужно ли организатору регистрировать товарный знак выставки? Безусловно – да. Необходимость регистрации товарных знаков возникает, когда организатор выставки, стремясь дифференцировать свою выставку от конкурентных, предпринимает усилия по созданию выставочного бренда – выгоду от «раскрученного» бренда можно получить большую. Посредством бренда создаются прочные ассоциации потребителя с организатором выставки, страной, символикой.

Таким образом, отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что регистрация товарного знака – это способ юридически оформить права организатора на проведение уже раскрученного выставочного продукта, бренда, под зарегистрированным названием и прочими отличительными знаками.

 

Андрей Лапшин. – Выставка всегда являлась и в настоящий момент является объектом собственности. Единственным способом, которым можно обозначить выставку как товар, то есть объект собственности, является регистрация непосредственно названия самого мероприятия или его логотипа.

 

Игорь Найденов. – Регистрация товарного знака и его наличие не только не защищают организатора от недобросовестной конкуренции, но и не дают юридического права выступать в роли организатора – устроителя выставки.

Сам товарный знак является графическим изображением некоего образа выставочного мероприятия, который, по мнению организатора, характеризует выставку, ее тематическую направленность, отличие от других, схожих по тематике и смысловой направленности.

Товарный знак является непременным атрибутом выставки, применение которого принято в выставочном сообществе. Вместе с тем, товарный знак, по сути, является единственным узаконенным элементом интеллектуальной собственности, дающим право на юридические споры в случае использования другим лицом точно такого же или близкого до узнаваемости (схожести) товарного знака. При этом обладатель права собственности на товарный знак должен иметь приоритет на его использование либо зарегистрировать в патентном органе свое право и получить соответствующее свидетельство.

Действующее законодательство не определяет юридического порядка на право выступать организатором выставки. Организатором выставки может быть любое физическое или юридическое лицо, имеющее право осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с гражданским кодексом (в т.ч. без извлечения прибыли в качестве некоммерческой организации).

Практически, в настоящее время единственными «регуляторами рынка» могут выступать владельцы выставочных центров, поскольку правом предоставления площадей для проведения выставок обладают именно они.

 

Александр ШТАЛЕНКОВ. – Регистрация товарного знака – дело добровольное. По существу, такой знак является лишь внешним атрибутом, своего рода дополнительным элементом, идентифицирующим саму выставку, а также ее организатора. С этой точки зрения, товарный знак приобретает тем большее значение, чем дольше существует выставка, чем больше ее масштаб и популярность. В таком случае при смене товарного знака или от его отсутствия может пострадать имидж организатора, его деловая репутация, могут возникнуть убытки в результате отвлечения участников и посетителей (например, если на той же территории существует выставка аналогичной тематики).

Слабая же сторона товарного знака применительно к защите прав организатора конкретной выставки может выражаться в том, что его наличие никак не препятствует регистрации другого товарного знака другим организатором, проводящим аналогичную выставку.

Права организатора выставки защищаются также нормами действующего законодательства. Одним из наиболее значимых в этом плане можно назвать Федеральный закон от 26 июля 2006г.

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции», который, в частности, запрещает распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации; введение в заблуждение в отношении характера, способа оказания, качества услуг или в отношении самого предоставляющего такие услуги организатора; некорректное сравнение оказываемых одним организатором услуг с услугами, оказываемыми другим организатором; незаконное получение и использование информации, составляющей коммерческую тайну.

 

2. Как правильно зарегистрировать товарный знак? Что надо зарегистрировать в качестве товарного знака?

 

Сергей Алексеев. – Товарный знак выставки, как и любой другой, регистрируется в установленном порядке регистрации товарных знаков на территории России Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ). В качестве товарного знака выставки регистрируются, как уже сказано выше, любые обозначения (название, логотип, символ и др.), по решению организатора, способные отличать данную выставку от других.

 

Андрей Лапшин. – По нашему опыту на протяжении деятельности компании MVК, при раскрутке того или иного проекта и при выборе его наименования мы всегда добивались того, чтобы и логотип, и название были в своем роде уникальными, чтобы их нельзя было повторить и можно было зарегистрировать, руководствуясь действующими правилами (законы о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров №3520-1 от 23.09.1992, №166-ФЗ от 11.12.2002).

Существует только одна возможность юридически защитить права компании как организатора выставки: руководствуясь российским законодательством, придумать эксклюзивное и правильное название мероприятия, не использовать общепринятые выражения, слова. Примером может считаться словосочетание «Машиностроение». Любой может обозначить выставку «машиностроение», и мы знаем, что во многих городах России проводятся выставки с аналогичным названием. Мы считаем неправильным использовать в названиях выставок общие фразы типа «миру – мир», «экологический форум» – все это названия, не несущие ровным счетом никакой патентоспособности и в дальнейшем никакой возможности купли-продажи, поскольку за ними не стоит возможность регистрации и привыкания клиента к той или иной форме.

 

Игорь Найденов. – Порядок регистрации товарного знака четко прописан в действующем законодательстве. Не вижу смысла подробно останавливаться на самой процедуре регистрации товарного знака (ТЗ). Могу дать некоторые рекомендации из собственного опыта.

1. Необходимо заказать специалисту (профессиональному художнику-дизайнеру) на основе технического задания разработку нескольких вариантов товарного знака. При окончательном выборе наиболее подходящего варианта ТЗ необходимо провести предварительный анализ существующих зарегистрированных товарных знаков по близким по тематике выставкам во избежание совпадений. Причем заказ на выполнение ТЗ необходимо оформить в соответствии с законом о защите прав интеллектуальной собственности и смежных прав, независимо от того, заказ сделан художнику-дизайнеру, являющемуся сотрудником вашей фирмы, либо стороннему лицу или другой специализированной организации. Со сторонним лицом необходимо также заключить так называемый авторский договор заказа.

2. После утверждения собственного варианта ТЗ необходимо обратиться к патентному поверенному или в специализированную юридическую фирму и заключить договор на оказание услуг по регистрации ТЗ.

3. После получения приоритета на использование ТЗ фирма – организатор выставки имеет право использовать данный ТЗ в своей рекламной работе в период подготовки и проведения выставки.

Как известно, охраняемой частью товарного знака является графическое изображение соответствующего образа. Слова и словосочетания, как правило, не охраняются, однако для более полного изображения в ТЗ смысла и идеи произведения целесообразно графическую часть ТЗ дополнять раскрывающими смысл и тематическую принадлежность ТЗ словами.

 

Александр ШТАЛЕНКОВ. – Регистрация товарного знака – это четкая, формальная процедура, установленная законодательством. Поскольку регистрация товарных знаков осуществляется нами с помощью патентных поверенных, то они в каждом случае дают нам рекомендации относительно содержания созданного нами товарного знака и следят за тем, чтобы он не был схож до степени смешения с товарным знаком какого-либо третьего лица и соответствовал другим требованиям действующего законодательства.

Что касается объекта регистрации, то и тут все предусмотрено законом – регистрации подлежат словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

 

3. Как правильно юридически оформить права на проведение выставочного мероприятия, чтобы предотвратить разделение выставок или их дублирование при изменении состава соорганизаторов или увольнении ведущих сотрудников?

 

Сергей Алексеев. – В условиях рыночной экономики любые трансформации в структуре выставочной индустрии могут регулироваться только самими выставочными организаторами в рамках внутренних договоренностей.

Определенные вопросы могут быть описаны в договоре о сотрудничестве. Например, оговаривается срок, в течение которого проводится выставка, включается пункт о непроведении параллельных выставок по определенным тематикам в течение заданного срока, и пр. В трудовой договор с ведущими сотрудниками может включаться пункт о неразглашении служебной или коммерческой тайны, указывается срок, в течение которого сотрудник не может уволиться. Разрабатываются системы мотивации ключевых сотрудников.

 

Андрей Лапшин. – Предотвратить деление и дублирование выставок в предлагаемой ситуации нельзя. Никак.

Возможно, где-то в мире существуют законодательные акты, направленные на решение этой проблемы (трудовые договоры с директорами и топ-менеджерами), но у нас их нет. Поэтому данные явления были, есть и будут существовать. И это лишь подчеркивает необходимость проведения выставок одним организатором. В случае, когда их проводят соорганизаторы, партнеры должны заключить соглашение, предусматривающее четко прописанные условия, при которых они могут разойтись или выкупить доли друг друга. Лишь в этой ситуации не возникнет проблем с наименованием выставки, организацией аналогичных мероприятий и т.д.

Что касается увольнения ведущих сотрудников, то здесь никаких реальных возможностей предотвратить появление той или иной выставки на другой площадке нет, не считая того, что у новой выставки, скорее всего, будет другое имя, если существующая выставка была запатентована. Но, безусловно, контакты и личные отношения не передашь, они уйдут с тем сотрудником, с которым были налажены.

 

Игорь Найденов. – Действующее законодательство не позволяет организатору выставки юридически оформить права на проведение выставки, защитить себя от дублирования выставок, негативных действий бывших сотрудников фирмы, намеренных провести аналогичное выставочное мероприятие.

До тех пор, пока в законодательстве не будут четко прописаны нормы, касающиеся прав и обязанностей всех организаторов выставок, соответствующих государственных органов, обеспечиваю­щих контроль за соблюдением «выставочного» законодательства, добиться порядка будет невозможно.

Нормы корпоративной этики в выставочной индустрии практически не работают, методы и рычаги воздействия для соблюдения «правил игры» не существуют.

Изменение состава организаторов уже сложившихся выставочных проектов?– во многих случаях болезненный процесс. Как он будет проходить, зависит от того, на каких условиях в свое время объединялись организаторы. Обстоятельства «развода», действия сторон, их финансовые отношения должны быть точно прописаны в договоре организаторов о сотрудничестве.

 

Александр ШТАЛЕНКОВ. – Дублирование или разделение выставок само по себе не может расцениваться как нарушение законодательства. Если несколько организаций (независимо от того, являлись ли они когда-либо соорганизаторами или нет) проводят аналогичные выставки, то их действия в рассматриваемом аспекте должны, прежде всего, соответствовать требованиям антимонопольного и гражданского законодательства. Общее требование в данном случае – любая конкуренция между организаторами должна быть добросовестной. Содержание же этого требования выражается в запретах, о которых уже говорилось выше.

Если говорить о сотрудниках, то данный вопрос лежит совсем в другой плоскости. Большая ошибка думать, например, что если сотрудник занимается организацией выставки, привлекает участников (клиентов), нарабатывает какие-либо связи с ними и другими третьими лицами, собирает материалы или достигает любого другого результата, то все это «принадлежит» этому сотруднику. Абсолютно любой результат деятельности сотрудников есть результат деятельности самой компании. Бизнес принадлежит компании, а не сотрудникам, поэтому все, что нарабатывает сотрудник, есть неотъемлемая часть такого бизнеса. И у любой организации есть непосредственная возможность юридически себя защитить на случай недобросовестных действий своего сотрудника. Трудовой кодекс и Федеральный закон «О коммерческой тайне» предоставляют достаточно для этого возможностей.

 

4. Как организатору сохранить за собой право на проведение выставки при тесном взаимодействии с отраслевыми ассоциациями и административными структурами?

 

Сергей Алексеев. – Какого-либо конкретного инструмента, который позволил бы юридически регулировать отношения, не существует.

Выставочные компании, обладающие накопленным опытом и материально-технической базой, наилучшим образом осуществляют технологический процесс выставки. Административные структуры, органы исполнительной власти, ТПП должны выступать с организационной поддержкой и координацией участников рынка, формировать программы поддержки товаропроизводителей, экспортеров, компаний малого бизнеса. Отраслевые ассоциации знают насущные проблемы и потребности отрасли, от них поступает отраслевой заказ для выставки и формируется идеология. Сегодня мы видим распределение зон ответственности в выставочно-ярмарочной деятельности через заключение соответствующих соглашений между участниками рынка.

На практике выставка, которая получает поддержку государственных структур, отраслевой ассоциации, Торгово-промышленной палаты, выигрывает от эффекта синергии и дает значительные преимущества и возможность реализации поставленных целей всем участникам процесса. Пусть каждый занимается своим делом.

 

Андрей Лапшин. – Необходимо самостоятельно выполнять все функции по организации выставки, и тогда ваше взаимодействие с отраслевыми ассоциациями и административными структурами сведется к минимуму.

Если же вы рассчитываете получить заказ на проведение той или иной выставки и хотите выступать исключительно в роли оператора, выставка вам не будет принадлежать, и никакого права на нее вы не сохраните.

Если же мероприятие инициировано вами, и именно вы привлекли партнеров и соорганизаторов, правильно делегировав им полномочия, то, являясь основным организатором, вы будете вести все дела по подготовке выставки, а ваши партнеры будут вам в этом только помогать и не мешать основной деятельности.

 

Игорь Найденов. – Единственная возможность – заключение соответствующего двустороннего или многостороннего договора (соглашения) с четко обозначенными правами и обязанностями сторон и штрафными санкциями при их нарушении.

Однако, на практике административные и государственные органы и отраслевые ассоциации крайне отрицательно относятся к предложениям о заключении соответствующих договоров, а если и идут навстречу предложениям организаторов выставок, то исключают все штрафные санкции и ограничения на проведение конкурентных выставочных мероприятий.

 

Александр ШТАЛЕНКОВ. – Право на проведение выставки юридически не зависит от такого взаимодействия.

 

5. Выставка как объект продажи. Что практически является объектом продажи? От чего зависит цена выставки?

 

Сергей Алексеев. – Возможна ситуация, когда два организатора проводят примерно равноценные конкурирующие выставки, и об их объединении в одну договориться не удается. В таком случае стороны могут прийти к соглашению о продаже выставки, и объектом продажи фактически будет являться право на организацию выставки по определенной тематике одной из компаний, которая в рамках соглашения обязуется не проводить аналогичную выставку. Заключенный договор, конечно, регулирует отношения только сторон, участвующих в покупке-продаже, и не гарантирует покупателю, что выставку данной тематики не захочет провести третья компания.

Когда речь идет о продаже раскрученного выставочного продукта, стоимость зависит от ряда факторов. При оценке брендов среди прочих используются такие показатели, как степень юридической защищенности бренда, его возраст, уровень продаж, наличие знаков качества профессиональных объединений, конкуренция и перспективы развития отрасли.

Существуют различные методики оценки стоимости бренда, которые активно используются аудиторами, консультантами и инвестиционными компаниями. Однако каждый из них обладает целым рядом допущений и ограничений, следовательно, не может считаться абсолютно достоверным. На практике обычно используется 2–3 метода, и их результаты проверяются на непротиворечивость.

Согласно одной из распространенных методик, бренд оценивается по семи характеризующим его силу показателям – Рынок, Стабильность, Лидерство, Интернациональность, Тенденции, Поддержка, Защита, каждый из которых оценивается по определенной шкале баллов.

Хочу отметить, что продажа брендов широко распространена в цивилизованном мире, и в России это также все более активно используется на практике.

 

Андрей Лапшин. – В настоящий момент наименование и название выставки является единственной формой обозначения данного продукта, и как раз это и продается – передается от одного организатора другому. Соответственно, это и приобретает и имеет свою стоимость. На наш взгляд, стоимость любой выставки определяется несколькими основными критериями. Естественно, стоимость бренда выставки, имеющей большую историю и являющейся базовой международной выставкой в той или иной отрасли, центральным событием, в котором принимают участие ведущие зарубежные и отечественные предприятия, всегда на порядок выше, чем у менее успешного конкурентного мероприятия.

Что мы имеем в виду под стоимостью бренда? Мы имеем в виду: кто бы ни проводил данное мероприятие (пример – выставка «Росупак»), будь это MVK или какая-либо другая компания, в любом случае, только благодаря наименованию эта фирма сразу же получит большой приток клиентов, успешную выставку и деньги.

Даже если выставка не является ведущей в отрасли, стоимость ее зависит от положения, занимаемого на рынке, и определяется прибылью проекта, которая может быть получена за вычетом всех накладных расходов, возникающих в процессе организации, подготовки и проведения мероприятия.

По опыту нашей компании, на каждый из выставочных проектов мы составляем отдельный бизнес-план и проводим отдельную экономическую оценку. У всякого выставочного проекта есть своя прибыль, и при определении стоимости этого названия-бренда рассматривается прибыль за последние 4–6 лет в зависимости от договоренностей, которые достигнуты с покупателем. То есть именно этим обусловлена цена выставки как товара.

Существуют еще и другие формы передачи выставочного проекта от одного оператора другому, когда выставку можно рассматривать как отдельное предприятие, в котором есть доли участников проекта, то есть соорганизаторов. Эти доли оговариваются в конкретных договорах, и разделение прибыли и дохода от этого мероприятия осуществляется в соответствии с этими долями. Соответственно, если один из участников в дальнейшем захочет увеличить свою долю, он, исходя из прибыли и определенных норм, которые прописаны в договоре между сторонами, может докупить часть доли и стать полным собственником того или иного выставочного мероприятия. Сейчас такие формы достаточно активно используются, особенно при взаимодействии с западными выставочными операторами.

 

Игорь Найденов. – Выставка как любое коммерческое предприятие имеет стоимость.

Цена продажи выставки зависит от получаемой организатором прибыли по ее итогам. Дальше, в зависимости от алгоритма, могут применяться различные варианты и схемы определения стоимости выставки (например, пятикратная чистая прибыль по проекту с учетом косвенных налогов, т.е. прибыль по проекту в течение пяти лет).

Однако существует много коррелирующих факторов, влияющих на определение цены выставки. Например, аудит фирмы-продавца за последние 3–5 лет, «прозрачность» бухгалтерии и «зарплатных» схем, квалификация персонала, конкурентная среда (т.е. наличие конкурентных выставок и состояние выставочного рынка по данной тематике), динамика развития выставки за последние годы, уровень менедж-мента, условия оплаты, состав акционеров и т.д.

Все эти факторы оговариваются покупателем и продавцом в процессе переговоров, и после согласования схемы и методики расчетов стороны приступают к детальному изучению «досье» выставки и, соответственно, ее стоимости.

Очень важная деталь, а что же является предметом продажи?

Если мы говорим о продаже не фирмы-организатора или части ее акций, а о продаже выставки как коммерческого проекта, то единственным активом, юридически закрепленным за конкретной выставкой и ее организатором, является товарный знак. Таким образом, продаже подлежит товарный знак. Но возникает вопрос: а как покупателю получить гарантии отказа от конкуренции со стороны продавца или третьего лица, которые решили сделать аналогичную выставку без использования этого товарного знака? Ведь выставку можно организовать с тем же названием (или с очень похожим) без использования ТЗ.

В этом и заключается основная проблема – приобретая выставку и ее логотип, покупатель не гарантирован от возможной недобросовестной конкуренции со стороны третьих лиц.

Нормы морали и корпоративной этики практически не подвергаются юридическому оформлению с соответствующими гарантиями. И, несмотря на то, что в договор купли-продажи товарного знака нельзя дополнительно включить пункты о неконкуренции и гарантиях (договор купли-продажи товарного знака называется договором уступки товарного знака, и только), обе стороны, по сути, должны дополнительно подписать другие соглашения и договоры, обеспечивающие защиту и гарантии для каждой из сторон.

Данные договоры могут предусматривать обязанность продавца по передаче покупателю баз данных участников и посетителей выставки, по передаче покупателю прав по ранее заключенным продавцом договорам на аренду выставочной площади, исключение конкуренции по данной теме и др. Но это уже является особенностями переговорного процесса, коммерческой тайной и определяется индивидуальными договоренностями сторон.

 

Александр ШТАЛЕНКОВ. – По существу выставка – это результат оказания определенного комплекса услуг (аренда выставочной площади, рекламные и маркетинговые услуги и т.п.). Поэтому при продаже этого комплекса происходят такие заурядные вещи, как уступка прав (цессия) по соответствующим договорам (с участниками, арендодателями выставочных площадок, изготовителями рекламы и т.д.), заключенным предыдущим организатором, перерегистрация прав на товарные знаки (если таковые были зарегистрированы), уведомление третьих лиц о состоявшейся уступке, сопровождающиеся заключением соглашения между организаторами, которое и устанавливает непосредственный порядок такой «множественной» уступки прав.

Стоимость той или иной выставки зависит от множества факторов, в числе которых – прибыльность проекта, темпы роста, перспективность тематики и др.


Сергей Алексеев, президент Российского Союза выставок и ярмарок, вице-президент UFI

 

– Предложенную для обсуждения тему считаю очень важной. В Российской Федерации не существует единого правового акта в области выставочно-ярмарочной деятельности. Различные ее стороны регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.

Комитет Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям провел 16 ноября 2006 года «круглый стол» на тему «О законодательном обеспечении выставочно-ярмарочной деятельности как инструмента повышения конкурентоспособности отечественной промышленности», где были сформулированы основные проблемы выставочной отрасли, требующие решения.

На данный момент совместно с ТПП РФ подготовлены проект Положения о выставочно-конгрессной деятельности в Российской Федерации и соответствующие предложения к проекту Постановления Правительства РФ, которые, считаем, будут способствовать делу упорядочения выставок на территории России.

В заключение хочу сказать, что мы не можем ждать, когда рынок сам все расставит на свои места. Время дорого. Считаю, что право организатора на проведение выставок должно быть защищено комплексом нормативно-правовых мер.

UFI (Всемирная ассоциация выставочной индустрии) также занимается вопросами защиты интеллектуальной собственности. На последнем заседании Исполнительного комитета UFI в Париже была принята IPR Protection Concept (Концепция защиты интеллектуальной собственности).

В ближайшее время планируется провести фокус-встречи, разработать соответствующие рекомендации и инструкции, создать базу данных, заключить договоры с ведущими бизнес-ассоциациями, международными организациями и правительствами разных стран.

Приглашаю всех к сотрудничеству.


Комментарий юриста

 

Выставка на продажу

 

В качестве объекта интеллектуальной собственности (ОИС) выставки может рассматриваться БРЕНД, который можно охарактеризовать как набор инструментов, вызывающих положительные ассоциации, и включающий в себя, прежде всего, товарный знак, имидж компании-организатора, так называемый «good will»: способ ведения бизнеса (management), награды UFI, членство в международных организациях, патронат Правительства Москвы или федеральных органов, методы, формы и стиль рекламы, наработанную клиентскую базу и пр.

Безусловно, регистрация товарного знака, с точки зрения юридической – дело добровольное. Однако товарный знак является визитной карточкой компании, и сегодня любое коммерческое предприятие, рассчитанное не на год-два, а на перспективу, имеющее намерение продвигать свои товары или услуги на рынке, и позиционировать себя как надежную добропорядочную компанию, разрабатывает, регистрирует и рекламирует свой знак товаров или услуг. Таким образом, это не просто логотип (понятие «логотип» в российском законодательстве отсутствует), а символ, подразумевающий репутацию своего правообладателя на рынке. Не случайно правонарушители чужих прав на товарный знак обычно присваивают себе права именно на хорошо «раскрученный» знак с хорошей репутацией.

Регистрация знака осуществляется в соответствии с установленными Законом и Правилами составления и подачи заявки на товарный знак. Право на использование товарного знака в соответствии с законом приобретается только с момента его регистрации в Государственном Реестре товарных знаков.

Учитывая тот факт, что в Законе и Правилах прописаны не только абсолютные, но и относительные основания для отказа в регистрации, необходимо отметить, что процедура экспертизы заявленного обозначения является не столько формальным, сколько творческим процессом, как со стороны эксперта, так и со стороны патентного поверенного. От квалификации патентного поверенного, от его умения аргументированно ответить на возражения эксперта Ведомства зависит судьба регистрации. Именно поэтому не всегда удается зарегистрировать изображение в качестве товарного знака. Наличие же случаев регистрации знаков, осуществленных в нарушение Закона и Правил и оспариваемых третьими лицами в Палате по патентным спорам, еще раз опровергает мнение о «формальности» процедуры.

Таким образом, товарный знак, являющийся визуальным носителем деловой репутации компании, защищающий потребителя от подделки и правильно зарегистрированный юридически в отношении правообладателя, классификации товаров и услуг, является одним из объектов интеллектуальной собственности организатора выставки и может рассматриваться в качестве объекта купли-продажи. При этом следует помнить, что для продажи знака необходима его оценка и последующая постановка на баланс компании как нематериального актива.

Следует также иметь в виду, что авторское право на товарный знак, как таковое, в соответствии с законом об авторском праве и смежных правах, в любом случае будет принадлежать художнику или дизайнеру. Поэтому в соответствии с договором между художником и заказчиком могут быть переданы только материальные права.

В качестве второй составляющей БРЕНДА может рассматриваться «goodwill», или «деловая репутация», куда можно отнести известность выставки, ее посещаемость, полученные награды, в том числе, знак UFI, и прочие неосязаемые преимущества.

Согласно п.27 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) 14/2000 под деловой репутацией следует понимать разницу между покупной ценой предприятия и стоимостью всех его активов и обязательств по бухгалтерскому балансу.

Согласно ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, в том числе, исключительные права в виде фирменного наименования, товарных знаков, знаков обслуживания и др.

В классической трактовке стоимость goodwill (деловой репутации) определяется как переплата за бизнес сверх его балансовой стоимости. Если продать все имущество компании, включая ее активы, то сверхостаток и составит стоимость ее деловой репутации. Доля стоимости деловой репутации при оценке западных компаний может достигать 80% от общей стоимости. Таким образом, рыночная стоимость компании может быть увеличена за счет повышения деловой репутации.

К деловой репутации можно также отнести наличие «торгового секрета».

В качестве «торгового секрета», содержащего нераскрытую информацию, можно рассматривать наработанную клиентскую базу, которая создается годами и является собственностью организатора выставки, устойчивые связи и контакты, способ ведения бизнеса (менеджмент): рекламу и оформление (дизайн), метод организации, исследование и знание рынка. Другими словами, всю ту ценную информацию, которую невозможно защитить охранным документом и которую включают в договор или дополнительные соглашения к нему.

Что касается названия выставки, то тот факт, что, по самой своей природе, оно, как правило, не бывает уникальным, так как, так или иначе, отражает тематику выставки, и, следовательно, в названии будет отражена область деятельности, которой посвящена выставка, лишает название выставки основания рассматриваться в качестве объекта купли-продажи. Тем не менее если выставка обладает ярко индивидуальным названием, широко известным и имеющим хорошую репутацию, то этот факт также должен найти отражение при оценке деловой репутации.

 

Е. Джемс-Симонс, патентный поверенный РФ

 

Журнал ТПП РФ "Экспо Ведомости", № 1, 2007 г. 

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов