Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

И.А. НАЙДЕНОВ «Необходимо партнерство с властью». О государственной поддержке в области выставочно-ярмарочной деятельности

НЕОБХОДИМО ПАРТНЕРСТВО С ВЛАСТЬЮ

 

 

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОБЛАСТИ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

И.А. Найденов, генеральный директор компании
ЗАО ПИК «Максима»

 

В настоящее время в Российской Федерации продолжается формирование рынка выставочных услуг. Этот процесс охватывает не только столицы, но и большинство региональных центров. Однако существующие проблемы не позволяют отечественной выставочно-ярмарочной индустрии быть конкурентоспособной на мировых рынках и ограничивают возможности национальных выставочных организаторов и экспонентов в России.

Наряду с необходимостью создания современной   материально-технической базы выставочной индустрии важнейшей задачей является формирование реально действующей системы координации и государственной поддержки выставочной деятельности. Несмотря на определенные позитивные сдвиги на федеральном и региональном уровне система государственной поддержки нашей отрасли не достаточно эффективна.

Основная задача министерств и ведомств - содействовать развитию экономики

Основная задача любого министерства и ведомства (или в свете последних событий – федерального агентства) – развитие экономики отрасли, обеспечение притока инвестиций, модернизация парка оборудования, содействие выходу отечественного товаропроизводителя на внутренний рынок и поддержка отраслевого экспорта.

И выставки в данном случае являются инструментом оценки промышленного потенциала любого предприятия и способом осуществления его сбытовой и маркетинговой политики. Поэтому, если говорить о задачах министерств и ведомств по развитию экономики отрасли и о роли выставок в этом процессе, то тут существует взаимосвязь. Сегодня любое промышленное предприятие в любой отрасли не видит возможности нормального развития без участия в крупных специализированных торгово-промышленных выставках, поскольку это реальный рыночный механизм, который позволяет налаживать сбыт продукции, увеличивать производство, находить партнеров и инвесторов и т.д. Но для того, чтобы выставки работали на конечного потребителя и были востребованы, их организатор должен правильно оценивать сложившуюся ситуацию и планировать свои выставочные проекты. Сделать это качественно можно только в сотрудничестве с профессиональными союзами и ассоциациями, отраслевыми министерствами и ведомствами. Их задача – нас ориентировать на те задачи, которые стоят перед отраслью, чтобы мы трансформировали это через выставочный продукт.

У Министерства экономического развития и торговли РФ функции такие же, как и у других ведомств, но и в том числе они несут нагрузку по развитию экономики в целом, по прогнозированию и т.д. Кроме всего прочего, Минэкономразвития по новому положению осуществляет государственное регулирование и государственную поддержку выставочной деятельности. К сожалению, область интересов Минэкономразвития России (что означает на данном этапе государства), в основном, охватывает зарубежные выставки, и финансовая и оранизационная поддержка оказывается только участию в зарубежных выставках.

Сложившаяся практика такова, что в последние годы в федеральном бюджете (а министерство экономического развития и торговли было координатором этого процесса) предусматривается строка по финансовой поддержке участия российских предприятий в определенных заранее зарубежных мероприятиях, при этом на частичное покрытие расходов выделялись бюджетные деньги. Эти средства выделялись через Минэкономразвития для выставочных операторов, а подразумевалась частичная дотация экспонентов. Но этот процесс сложный, я уверен, что должен быть такой же перечень выставок, проходящих в России, на организацию которых в интересах российских предприятий должны тоже выделяться дотации.

Практически во всех федеральных министерствах созданы Комиссии или Комитеты по выставочно-ярмарочной деятельности, которые определяют политику министерства в этой области, выбор российских выставок для поддержки и т.д.

Но насколько они легитимны или регламентированы, я не знаю. Думаю, что должен быть разработан какой-то документ – порядок, в котором оговорено, как работают такие комиссии, каковы их полномочия, какие взаимоотношения этих комиссий с выставочными компаниями, кто имеет право заявлять о поддержке выставок и т.д., насколько план поддерживаемых министерством выставок коррелируется с планом торговых палат и т.д. В настоящее время все абсолютно хаотично и разорвано.

Нет взаимодействия между министерствами с целью объединения усилий и укрупнения выставочных проектов. Нередки случаи поддержки одним министерством конкурирующих и близких по срокам выставок.

Среди выставочников России неоднократно поднимался вопрос о необходимости обоснованности официальной поддержки тех или иных выставок от имени федеральных и региональных органов управления. В настоящее время это процесс стихийный.

Я категорически против того, что федеральные отраслевые министерства, Правительство Москвы или торговые палаты зачастую оказывают выставкам, проводимым в России зарубежными организаторами, организационную или информационную поддержку. Это неправильно. Такого нет нигде в мире.

В связи с административной реформой перестала существовать незадолго до того утвержденная Комиссия Правительства РФ по выставочной деятельности. Возможно, она должна стать межведомственной на базе Минэкономразвития и ТПП РФ. Эти два столпа могли бы объединить вокруг себя все отраслевые министерства.

К некоторым формам поддержки российских участников выставочной деятельности со стороны федеральных органов исполнительной власти можно отнести следующие:

-     Принятие Минэкономразвития РФ и отраслевыми министерствами РФ ежегодных перечней выставочно-ярмарочных мероприятий по соответствующей классификации, проводимых при участиии и поддержки министерств.

-     Включение выставочно-ярмарочных мероприятий в указанный перечень должно сопровождаться, по крайней мере, организационной и информационной поддержкой с целью привлечения к участию в выставках и ярмарках российских товаропроизводителей. Содействие российским организаторам в привлечении зарубежных участников может быть осуществлено через посольства и торгпредства РФ за рубежом (по линии МИД РФ и Минэкономразвития РФ)

Когда мы говорим – власть и выставки, мы имеем в виду взаимоотношения с федеральными министерствами и ведомствами. Если мы говорим о выставках федерального уровня, мы говорим о федеральных министерствах и ведомствах. Если о межрегиональных мероприятиях и проходящих в крупных городах, то о взаимодействии с городскими и областными органами власти. Для любой выставочной компании взаимоотношения с представителями органов власти очень важны, особенно, при планировании действительно серьезных отраслевых или межотраслевых проектов.

Что нам, выставочным компаниям, дают взаимоотношения с властью? В первую очередь, безусловно, правильное определение концепции выставки и ее тематического содержания. Есть у нас пример, когда в начале девяностых годов мы запланировали ряд промышленных технических выставок по химической и нефтехимической тематике. В этот период эта отрасль нашей промышленности «была на боку», и химики и нефте-химики были «на смертном одре», как говорится. Ни о каких выставках и речи не было.

И знаменитая выставка «Химия» в «Экспоцентре», проходившая не каждый год, в этот период тоже была в сильном кризисе, и собирала небольшое количество экспонентов. Вот тогда мы подумали о проведении серии ежегодных промышленных химических выставок и обратились с предложением в Министерство экономического развития и торговли (тогда Министерство экономики РФ). Нашу идею поддержали. Приказом министра экономики был образован Оргкомитет, в состав которого были включены наиболее авторитетные и важные, с точки зрения позиции на рынке и в промышленности, представители этого бизнеса, руководства Российского химического общества им. Менделеева, Российского химического союза, директора ряда научно-исследовательских институтов и организаций, Министерства экономики, директора крупных промышленных предприятий в Москве и московской области. Время показало, что это был правильный путь. Работа с федеральными органами власти, с национальными промышленными ассоциациями и с отдельными крупными институтами в этой отрасли привела к качественному формированию тематики выставки и к повышению ее конкурентно – способности, что помогло нам в трудную минуту не только сохранить «Интерлакокраску», но и упрочить свои позиции. Наверное, это тоже результат тесного сотрудничества отраслевого министерства и его поддержки.

Но есть и другие примеры работы с федеральными министерствами – с Министерством сельского хозяйства, с которым мы очень активно работали с 1997 года, когда очень удачно начинался проект – «Российские продукты питания». Три года это мероприятие проходило очень успешно. В 1999 году по рекомендации Минсельхоза эта выставка и ряд агропромышленных и сельскохозяйственных выставок были объединены. И с 2000-го года в соответствии с решением Правительства мы организовывали на ВВЦ российскую агропромышленную выставку «Золотая осень», среди организаторов которой были и правительство Москвы и Россельхозакадемия и, безусловно, Всероссийский выставочный центр. Мы работали в течение пяти лет по этому проекту. Первые три года были убыточными.

Пришлось вкладывать средства в закупку соответствующих материалов, оборудования, чтобы сделать загоны для животных, реконструировать, реставрировать и ремонтировать павильоны на ВВЦ… Это огромные деньги, и мы надеялись на то, что в перспективе они будут отработаны, и мы восстановим баланс. И когда мы в прошлом году вышли на пик этого проекта, у нас было больше 2000 фирм- участниц из 70 регионов России… Это действительно была выставка из нескольких выставок, крупнейшая в Восточной Европе агропромышленная выставка.

Но, к сожалению, очевидно, изменился вектор интересов у Министерства сельского хозяйства, изменилась политика руководства ВВЦ. В результате Министерство сельского хозяйства нас вывело из этого проекта, как мы считаем, незаконно, не предъявив нам при этом никаких претензий по качеству проводимой выставки… Это другой пример работы федеральных органов. Такой подход создает нездоровую и недобросовестную конкуренцию, и в конечном итоге страдают участники. Безусловно, здесь должна быть и этика и определенное деловое партнерство в выставочной среде. Мое мнение, что власть в лице министерств, ведомств, правительства, региональных органов власти должна быть в стороне от конкурентной борьбы выставочных компаний. Когда есть партнерство, не конкуренция, а именно партнерство с властью, тогда и мы достигаем максимального результата, т.е. эффективности выставки и для экспонентов, и для посетителей.

 

 

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов