Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

А.С. Беляновский. «Дворцы промышленного труда»

Дворцы промышленного труда

 

Павильоны на русских выставках – государственные и частные наши дни выставочные павильоны – здания серьезные, основательные.

Планировка, подвод коммуникаций, расчетные нагрузки – учтено все.

Век назад на русских выставках они были иными: «живыми», сработанными быстро, на скорую руку, хоть и по планам лучших архитекторов. И жили они несколько месяцев, столько тогда длилась выставка.

Высшего своего расцвета павильонная архитектура, по свидетельству очевидцев, достигла на выставках всемирных, за границей, и самый яркий тому пример – «Хрустальный дворец» на Лондонской выставке 1851 года. Однако и у нас, в России, в столицах и провинции, росли и хорошели выставочные здания, вбирая в себя все достижения архитектуры и промышленности, живописи и торговли, моды и монументального искусства.

Каковы были павильоны сто лет назад? Кто и зачем их строил? С чего все начиналось?

 

Политехническая,историческая…

Временные павильоны, специально созданные для размещения основной выставочной экспозиции, впервые появились в Москве на Политехнической выставке 1872 года. Вокруг Кремля возвели свыше 70 павильонов – казенных и частных. Большая их часть представляла собой небольшие деревянные строения в «русском стиле». В то же время, выставка дала жизнь всем типам выставочных зданий, в обилии появившимся позднее.

Именно здесь родился прообраз будущего «Экспоцентра» – павильон Морского отдела, вытянувшийся вдоль Москвы-реки под стенами Кремля. Возведенный из металлического  каркаса и стекла, с широкими окнами, полный света и воздуха, огромный – по представлениям своего времени (площадь – 2100 кв.м), он вызывал восхищение современников. Авторы проекта – архитектор И.А. Монигетти и инженер Н.И. Путилов.

Политехническая выставка была первой, где появились отдельно стоящие павильоны стилизованной архитектуры, такие как уменьшенная копия медресе Ширдар в Самарканде, где располагался «туземный» павильон Туркестана. Именно там, среди ковров и паласов, ползали шелковичные черви – больные и здоровые, летала пчела и выставлялся опиум.

Первые частные павильоны, над оформлением которых трудились лучшие скульпторы и живописцы, строили купцы и промышленники на свои средства в соответствии с собственными вкусами. Многие помещения, опять же – впервые, служили цехом, где наглядно, «на пальцах», показывали процесс производства, результаты которого тут же продавали и раздавали. Так, в кондитерском павильоне Кацараки готовилось какао и отливался шоколад. В здании табачной фабрики Маврамоти хозяин и два его сотрудника беспрерывно резали табак на специальных ручных машинках по «мало-азийскому» способу. В павильоне Теодора Гюо рабочие на глазах публики собирали различные виды париков, шиньонов, накладок, бород, усов и буклей.

Нельзя не вспомнить и другое явление выставки, оказавшее самое благотворное влияние на развитие павильонного строительства в России – «живое производство», разместившееся в особом «Здании действующих механизмов Технического отдела». Здесь работали паровые машины, котлы, водокачка, локомобиль, «винокуренный аппарат непрерывного действия», а также – зерноотборочные, крупчатые и сортировальные машины, башенные часы, «воздухо-расширительная машина», парциальная и тангенциальная турбины, токарные станки и десятки других механизмов и приспособлений, в том числе и неведомые нам «грузокат» и «ветровод». Все аппараты приводились в движение при помощи проволочной передачи, тянувшейся из павильона фирмы «Линен и Ко» от паровой машины системы Бельвиля.

 

По казенному… ярко

В течение полувека, начиная с 1872 года, доминирующую роль в планировке всех русских выставок играли Главные здания. На всероссийских, губернских и уездных выставках они строились за счет казны, и потому назывались казенными. Характерно, что площадь для частных экспозиций в них всегда предоставлялась бесплатно.

Первый «выставочный городок» появился на XV Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве 1882 года. На Ходынском поле построили около 80 больших и малых павильонов, в том числе – 36 частных. Главное здание представляло собой восемь трехпролетных павильонов, расположенных в радиальных направлениях в виде звезды, соединенных двумя круговыми галереями. Общая площадь – около 35 000 кв.м.

По образцу Москвы впоследствии строились все другие русские выставки, большие и малые, государственные и общественные. Так, к примеру, на Одесской сельскохозяйственной и фабрично-заводской

выставке 1884 года, сугубо коммерческой и прибыльной, имелось три общих здания – главное (площадью 2275 кв. м) и два дополнительных (площадью 1820 кв.м и 455 кв. м).

Со временем казенные здания, помимо исполнения своей основной функции – размещения экспонатов, стали решать и другие, более серьезные задачи пропаганды идей Русской Государственности. В первую очередь это коснулось окраин империи. На Туркестанской выставке предметов сельского хозяйства и промышленности 1890 года в Ташкенте главная аллея от входных ворот вела к павильону «Военно-исторического отдела», перед которым высилась монументальная статуя русского солдата, водружающего знамя на развалине крепостной стены. Рядом выложили пирамиду из трофейных орудий, захваченных русской армией при покорении Хивы, Бухары и Коканда. Успехи русской власти демонстрировал и «Железнодорожный павильон» – копия провинциального вокзала с фонтаном и цветником при входе.

Схожее решение применили двадцатью годами позже на Одесской торгово-промышленной выставке 1910 года. Главный вход изображал Триумфальную Арку, а высокий маяк неподалеку – Русского Витязя (по крайне мере, так казалось одесситам, покрывшим его соответствующим по профилю шлемом).

Вершиной государственности в выставочном строительстве стала последняя и крупнейшая в русской истории XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка в Нижнем Новгороде 1896 года. Такого прежде никогда не бывало: 172 отдельных здания, в том числе 55 казенных и 117 частных. К проектированию привлекли самых известных инженеров и архитекторов России.

Главное здание перевезли из Москвы, где оно простояло с 1882 года. Впрочем, Нижегородская выставка прославилась и собственными новациями. «Средне-Азиатский Отдел» представлял собой дворец в мавританском стиле, здание кяхтинских чаеторговцев – причудливый китайский дом, «Военно-морской отдел» – русскую крепость, стилизованную под  XVII век,  «Отдел Сибири» – кряжистую крестьянскую избу.

Предтечей нового XX века стали легкие каркасные здания «Отдела строительного и инженерного дела, морского и речного судоходства» – круглое (основное) и два прямоугольных. По утверждению авторов «Путеводителя по Всероссийской Выставке в Нижнем Новгороде 1896 г.» они сами являлись выдающимися экспонатами. Павильоны строили из железа по системе инженера-механика В.Г. Шухова. Особенность конструкции заключалась в том, что крыши не имели стропил и представляли собой натянутую сетку, покрытую листовым железом (в разрезе кровля имела вид цепной линии»). 

История свидетельствует: каждая крупная выставка давала новые примеры уникальных казенных павильонов. По своей оригинальности и художественному решению они порой ничем не отличались от частных. Так, на Фабрично-заводской, сельскохозяйственной, торгово-промышленной и научно-художественной выставке в Киеве 1913 года для казенного павильона Горного отдела вырыли… шахту. Клеть с посетителями спускалась под землю на 14 метров, после чего начинался осмотр экспозиции. В штольне показывали способы добычи угля, соли и железной руды, а также – забой, в котором воспроизвели несчастный случай с шахтером. На той же выставке Тюремное ведомство отличилось павильоном в виде старорусского острога.

На Западно-Сибирской лесной и торгово-промышленной выставке 1911 года в Омске  «Научный павильон» стилизовали в духе сооружений Древнего Египта: трапецевидные пилоны, обелиски, орнаменты, рельефы, «дорога сфинксов», притом, что крыша была самой современной – из стекла. Здание лесных складов Переселенческого Управления (государственного учреждения, занимавшегося вопросами добровольного переселения в Сибирь) было сделано в виде… дупла березы, обшитого берестой. Но самое поразительное – сталактитовая пещера с утесами, перевалами и каскадами струящейся воды, там расположился Выставочный комитет (организаторы).

 

Частные павильоны

В отличие от нынешних времен, в России на переломе XIX-XX веков каждая выставка застраивалась «с нуля».

Перед участником вставал простой выбор: либо стенд внутри здания, возведенного организатором, либо –собственный отдельно стоящий павильон.

Порой устроитель задавал весьма жесткие рамки архитектурных изысков. Так, на Международной строительно-художественной выставке в Санкт-Петербурге в 1908 году большая часть зданий, а их было около 80, по решению Выставочного комитета воспроизводила стиль начала XVIII века – эпохи строительства Санкт-Петербурга.

Разумеется, свой павильон выбирали немногие, и по весьма прозаической причине – дорого. Места в казенных зданиях давались бесплатно. Что касается  немногочисленных коммерческих выставок, то и там стои- мость аренды карман не тянула. В любом случае участие «витриной» было в разы дешевле, чем «собственным павильоном».

И, все же, частные павильоны вставали, и денег на них не жалели – со всей широтой души купеческой. Попробуем понять, какими они были (для простоты изложения наименования выставок приведены кратко, в скобках – см. описание на предыдущей странице).

1. «Лицо компании» – максимально наглядный символ фирмы: сооружение в виде продукции или средства производства.

Самое простое решение – производственное здание. Мукомолы любили строить мельницы. Так поступили хозяева Одесской мукомольной фабрики (Одесса-1910) и Торгового дома А.Волкенштейна, чья мельница крутилась, давая муку все четыре месяца работы выставки (Киев-1882). С другой стороны, мельницы использовались и в качестве декораций. Одессит Гурович в своей мельнице – «в строгом русском стиле, украшенной и расписанной», разместил не жернова, а экспонаты: 120 различных произведений из муки: макарон, вермишели, крупы и прочего (Москва-1882).

«Товарищество Москворецкого пароходства» представило часть речной плотины в натуральную величину (Москва-1882), а инженер фон Дитмар – буровую вышку (Киев-1913). Павильон «Русского общества пароходства и торговли» включал пакгауз, контору и часть корпуса настоящего парохода, еще недавно ходившего в Турцию (Одесса-1910).

Некоторые решения отличались предельной простотой. Типичная украинская хата на живописной киевской горе служила павильоном местного курорта – «Лесной дачи княгини Яшвиль» (Киев-1913).

Другое направление – «павильон-форма». Чего только не возникало на русских выставках! Киев-ский пивной завод выстроил здание в виде гигантской пивной бутылки, производители чая – огромный «Царь-самовар» (Киев-1913). Фирма «Зингер» поставила павильон, по форме напоминавший  швейную машинку, кондитерская фабрика «Эйнем» – расписной дом-бонбоньерку – французскую коробку для конфет и сластей (Омск-1911).

Случались и поэтические образы, точнее – «ожившие» этикетки и рекламные плакаты. Характерный пример: павильон коньячного завода Сараджева в Киеве: скалистый грот, на вершине которого – над всем городом! – застыла дикая коза (Киев-1913). В Одессе та же фирма устроила павильон в виде высокой скалы с пещерой: снаружи низвергался водопад,  внутри – «винопад» из кавказских вин.

2. Здание из изделий завода.

В свое время, на московской выставке 1882 года мастера «Строительно-слесарной мастерской К.Винклера» собрали павильон из кованого железа, который так понравился Его Императорскому Высочеству Великому Князю Владимиру Александровичу, что был куплен им на месте за 5000 рублей – вместе с коваными канделябрами того же производства.

Даже представить трудно, из чего делали тогда павильоны:

§          из пивных бочек – Одесские пивоваренные заводы представили «Пивную Башню»: любой желающий мог подняться на ее вершину, дабы на каждой ступени дегустировать новый сорт пива (Одесса-1910);

§          из проволоки и гвоздей – витая беседка Рижской фабрики Вейс (Москва-1882);

§          из каменного угля – компания «Любвин и Ко» (Москва-1882);

§          из тюков очищенного спрессованного хлопка с собственных плантаций – «русский плантатор» Г.М. Беляев (Ташкент-1890);

§          из стеклянных бутылок, стаканов, банок, цветных стекол и рюмок – «Донецкие стекольные и химические заводы» (Киев-1913);

§          из чугунных отливок, железа, мерительных и весовых мер – Нижнеисетский железоделательный завод (Екатеринбург-1887).

И примеров таких немало, ибо талант человеческий пределов не знает.

3. Традиционная экспозиция в отдельном здании.

Излишне говорить, что выставочные здания в ту эпоху являли собой энциклопедию архитектуры, порой – самой смелой, авангардной и необычной. «Русский стиль», неоклассицизм, модерн, промышленный дизайн – имелось все.

После 1872 года самым обычным явлением стали павильоны с действующим производством внутри. На каждой промышленной выставке что-то штамповали, печатали, ткали, резали, мастерили и отливали.

Простые здания, где ничего, кроме витрин не имелось, также старались как-то выделить: украсить, расцветить и даже «обонять», так, парфюмерный павильон Брокара на московской выставке 1882 года, пестро расписанный, небольших размеров привлекал публику сильнейшим запахом всевозможных косметических

товаров: духов, о-де-колонов, мыла и других произведений фабрики.

Многие экспоненты, пользуясь бесплатностью места, использовали выставку для торговли, а под видом павильонов ставили обычные палатки и киоски, где продавали сладости, табак, папиросы, фруктовые воды и фотографические изображения. Устроители этому не препятствовали: больше народу – веселее.

Разумеется, всю фантазию участников тех давних выставок нельзя уложить в прокрустово ложе какого-либо перечисления. Куда прикажете отнести павильон Одесского кирпичного завода: лабиринт из кирпича, выбраться из которого можно одним-единственным способом: заключив сделку с владельцем на покупку партии товара (Одесса-1910)?

 

Последняя русская – первая советская

История русских выставок досоветской эпохи не заканчивается 1917 годом – как это ни странно звучит. В развитии общества ничто не обрывается внезапно, раз и навсегда. Последней дореволюционной выставкой по праву можно считать мероприятие сугубо… советское, революционное, рабоче-крестьянское, а именно – Первую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку СССР 1923 года. Почему? Ответ прост: именно она была последней в череде всероссийских выставок XIX–XX веков – по принципу своего построения, подготовки, планировки, организации и проведения.

Выставка проходила в Москве с августа по октябрь на обширной местности, включавшей территории Нескучного сада, Голицынской больницы и Воробьевых гор, где возвели 196 построек. Многие из них признаны сегодня произведениями архитектуры конструктивизма, и вполне справедливо. К их числу относятся павильоны «Махорка» архитектора К.С. Мельникова и «Машиностроение» – железобетонный шестигранник, спроектированный И.В. Жолтовским. На крыше павильона прессы (газеты «Известия» и журнала «Красная Нива») красовался аэроплан. При проектировании павильона Дальнего Востока использовали формы сооружений народов Севера: чума, пагоды и юрты, причем в самом ярком театрально-буффонадном исполнении.

Отдел под названием «Деревня настоящего и улучшенная» состоял из крестьянских построек – обычных и «улучшенных», по примеру которых предстояло строить новую советскую деревню. Образцовый «Дом Крестьянина» для приема и обустройства ходоков из глухих деревень имел спальные места, зрительный и лекционный залы, библиотеку – читальню, клубное помещение, заезжий двор и чайную.

«Путеводитель по Всероссийской Выставке в Нижнем Новгороде 1896 г.» с гордостью писал о том, что промышленные разделы выставки располагались в «громадных зданиях выставочного типа, которые на последних всемирных выставках назывались «дворцами промышленного труда». Нет сомнений, что и нынешние выставочные центры в полной мере  достойны этого имени. Другое дело, что нет у нас сейчас павильонов из пивных бочек и «Царя-Самовара». Времена изменились. И есть о чем пожалеть.

 

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов