Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

БЕЛЯНОВСКИЙ А.С. «Привет Всесоюзному торжищу!» Нижегородская ярмарка как один из учредителей UFI

 

Привет Всесоюзному торжищу!

 

 

Нижегородская ярмарка  как основатель Всемирной ассоциации выставочной индустрии

 

 

 

По традиции, в каждом номере нашего журнала читатель знакомится с одной из страниц истории русских выставок.

Сегодня – исключение.

В юбилейный год 80-летия Всемирной ассоциации выставочной индустрии, в номере, посвященном ее московскому конгрессу, речь пойдет об одном из учредителей УФИ, – нашем, отечественном, Нижегородской ярмарке.

Русские выставки берут начало с 15 мая 1829 года, когда в присутствии купцов, фабрикантов и чиновников по совершении молебствия открыла свои двери «Первая публичная выставка Российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге».

С того времени понятия «выставка» и «ярмарка» в сознании общества были прямо противоположны.

Выставка рассматривалась как торжественный смотр промышленности, торговли, наук и культуры. Образцы лучших изделий и иные предметы, предлагаемые к обозрению публикой, представлялись на витринах, в собственных экспозициях и павильонах экспонентов.

Ярмарка, напротив, по сути своей оставалась торжищем, куда купцы и промышленники со всех концов страны и дальних стран свозили товарные партии грузов. Здесь были не экспозиции и экспоненты, а лавки, магазины и склады, и трудились в них приказчики и продавцы.

В течение второй половины XIX  и начала XX века выставки и ярмарки жили отдельно друг от друга, но – не на параллельных курсах, они сближались.

Парадно-познавательные смотры все более превращались в полноценные торгово-промышленные выставки. Экспоненты не просто показывали себя, они изучали рынок, встречались с коллегами и партнерами,  заключали контракты, строились планы на будущее.

Ярмарки же, наоборот, в условиях невиданного в начале XIX века развития железнодорожного, морского и речного транспорта, появления международных бирж и коммивояжеров, либо тихо умирали, как это случилось на Украине, либо становились оптово-контрактными рынками.

Перед первой мировой войной и в двадцатые годы Нижегородскую ярмарку по праву считали одновременно и ярмаркой-торжищем (в старом русском понимании этого слова) и мощнейшей торгово-промышленной выставкой. В таком качестве она и вошла в состав учредителей Всемирного союза ярмарок УФИ. Договор об его организации в 1925 году подписали представители двадцати европейских выставочных центров.

 «Привет Всесоюзному торжищу!» – писали «Известия» в специальном выпуске, посвященном открытию ярмарки в 1925 году. Пройдет пять лет, и она навсегда уйдет в историю.

Впрочем, обо всем по порядку.

   

И БРАТИИ НА ПРОПИТАНИЕ…

 

Первый торг на волжских берегах шумел в незапамятные времена в столице Хазарского каганата городе Итиль, процветавшем в VIII – X веках. Город широко раскинулся в устье на обоих берегах Волги. Восточная сторона и была ярмаркой, ибо сплошь состояла из торговых помещений – рынков и складов, не считая бань и жилых построек (юрт, шатров и землянок).

С 1257 года крупнейшая в регионе ярмарка проходила на Арском поле, к северу от Казани. Ежегодно в июле сюда, столицу Казанского ханства, съезжались купцы из Персии, Индии, среднеазиатских ханств и русских государств – Москвы, Пскова, Великого Новгорода. На место ярмарки прибывал со свитой и казанский хан.

Шли годы, московская власть все более расширяла и укрепляла владения на Волге. И вот, наконец, в 1523 году Великий князь Иван III, воспользовавшись разбоем, учиненным на Казанской ярмарке над московскими купцами, запретил им ездить в Казань и учредил свою, русскую ярмарку в недавно основанном городе Василь-Сурск.

Впрочем, торговля не шла, ибо город, будучи пограничным, долгое время оставался ареной военных действий. Купцов это никак не устраивало. Наоборот. Деньги тишину любят, и торговцы в поисках более спокойного места оказалась у стен Макарьевского монастыря. Выгодное положение в самом центре Волги быстро сделало его важнейшим торгом.

Монастырь, основанный в первой половине XV века учеником Св.Дионисия преподобным Макарием, разоренный и сожженный дотла казанскими войсками в 1439 году, восстановили лишь в 1624 году.

Царь Михаил Федорович своей грамотой в 1641 году узаконил ярмарку и пожаловал монастырю право собирать таможенную пошлину с товаров «на свечи и ладан, и церковное строение, и братии на пропитание». Управление ярмаркой сосредоточилось в руках монастыря. Дошло до того, что архимандрит разбирал возникавшие между торговцами споры.

В 1700 году власть монахов закончилась. Петр I передал ярмарку в казну (ведение Казанского Дворца и Приказа Большой Казны). В 1755 году Императрица Елизавета Петровна окончательно отбирает ее у монастыря и принимает «в гражданское ведомство».

Годы шли, ярмарка меняла владельцев, пока в 1816 году торговые ряды не уничтожил очередной пожар. Восстанавливать их не стали. Своим указом Правительствующий Сенат принял решение о переводе ярмарки в Нижний Новгород.

В 1848 году появились Биржа и Биржевой Комитет. В 1886 году утвердили план развития территории – по нему шла застройка вплоть до революции.

Интересный факт – с целью укрепления торговых отношений в 1866 году ярмарку посетила делегация посольства Северо-Американских Соединенных Штатов.

Конец XIX века – время быстрого развития капитализма и расцвета ярмарки. В иные годы на нее съезжалось до 400 тыс. человек. Волжские берега напоминали лес из мачт, столько здесь стояло барж, пароходов и прочих речных судов.

К 1914 году Нижегородская ярмарка стала главной выставочно-торговой и биржевой площадкой Империи, обеспечивая товарообомен в огромных масштабах. Именно здесь формировались базовые цены на основные предметы потребления для всей страны. По существу она служила зеркалом общественно-культурной и торгово-промышленной жизни России.

Характерно, что с начала ХХ века все более стал проявляться новый характер работы: многие виды продукции прибывали не товарными партиями, как раньше, а в образцах. Традиционное русское торжище с купцами и зазывалами стало медленно, но верно превращаться в универсальную торгово-промышленную выставку.

Что видел купец, прибывая в Нижний Новгород?

«По внешнему виду ярмарка далеко не похожа на узкие, извилистые, полутемные базары Востока – она, скорее, европейский город с широкими улицами, электрическим освещением, порядком и чистотою» – писал  в 1896 году  «Путеводитель по Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде».

И действительно, ярмарка строилась как современный мегаполис.

Ярмарочная территория (Макарьевская часть города без слободы Кунавино) занимала обширную площадь в 712 десятин.

Центр ярмарки составлял Гостиный двор, возведенный в начале XIX века архитектором Августином де Бетанкуром, он включал 60 корпусов и вмещал 2530 лавок. За каналом, окружавшим здание, в обе стороны тянулись огромные корпуса, в которых находилось еще 2000 лавок.

Напротив Гостиного двора в 1890 году возвели Главный дом. В дни ярмарки там размещалась резиденция губернатора и ярмарочная администрация. Рядом, на берегу Оки, с двух сторон от Макарьевской часовни высились мачты, увенчанные флагами, с их поднятием 15 июля ярмарка считалась официально открытой. Впрочем, настоящая торговля начиналась лишь через две-три недели и достигала разгара к концу августа.

Духовную жизнь торгующих «окормляли» Спасо-Преображенский и Александро-Невский соборы. Мусульмане имели собственную мечеть.

Ярмарочный город включал главный проспект, пристани и склады, пассажи и банки, театр, цирк, гостиницы, ночлежные приюты, рестораны и многое, многое другое.  Большую часть зданий строили из камня, на века.

Особый интерес приезжающих вызывал «чайна-таун» – китайские ряды, где дома с загнутыми по углам крышами напоминали Пекин и Нанкин.

Простой люд радовали увеселительные балаганы, трактиры, цирк и места для гуляний. Население ярмарки, по свидетельству очевидцев, доходило до миллиона человек всех званий, наций и сословий, от армян и персов до бизнесменов из далекой Америки.

Вот что писал в 1911 году «Путеводитель по Волге»: «Ярмарка с ее Главным домом –  это маленькое государство в государстве, нечто обособленное и типичное, ничего общего с городом, со всей губернией и со всем краем не имеющее. Здесь своя собственная высшая администрация, облеченная большой властью, особый уклад и формы жизни, отдельные войска, юстиция, финансовые органы, врачебный, санитарный и технический надзоры, полиция, почта, телеграф, периодические издания – все исключительно ярмарочное, созданное для обслуживания ярмарки».

Макарьевская часть Нижнего Новгорода жила полной грудью лишь в торговые дни – с 15 июля по 1 сентября, в остальное время здесь все замирало. Весной, при разливе Волги, территория полностью затоплялась, здания стояли в воде, и единственным средством сообщения становились лодки, совсем как в Венеции.

 

БУДЕТ ЛЮДЯМ СЧАСТЬЕ, СЧАСТЬЕ НА ВЕКА…

 

Революция нанесла по ярмарке тяжелейший удар. В период гражданской войны ярмарочный город пустел, горел и грабился. Немногочисленные обитатели защищали себя сами.

Новая жизнь пришла с НЭПом. Вспомнив о ярмарке, Советская  власть назначила комиссара, отвечавшего за организацию ее работы – им в 1923 году стал председатель Нижегородского губисполкома.

При своем возрождении ярмарка задумывалась как биржа товаров, выставка образцов и место сделок – по образцу Лейпцига и Милана.

Свои стратегические цели новая власть не скрывала: возрождение разоренного войной хозяйства, восстановление  разорванных экономических связей, ликвидация хозяйственной изоляции отдельных регионов. Первая и главная задача – обеспечение промышленности сырьем и материалами.

Для предварительных работ, согласно постановлению СТО РСФСР от 20 марта 1922 года (так тогда называли Совет труда и обороны), образовали полномочную комиссию. Высшее руководство ярмаркой находилось в ведении Комиссии по внутренней торговле СТО РСФСР. Срок торговли установили с 1 августа по 25 сентября.

В тот же период появился ряд учреждений и организаций, связанных с ярмаркой, в их числе: Биржа, Ярмарочный комитет (отвечал за практическую работу), Статистическое бюро (занималось учетом оборотов) и «Совещание ярмарочных торговцев».

Наркомат путей сообщения предоставил отправителям грузов в адрес ярмарки право на внеочередную погрузку. Торговля, согласно постановлению ВЦИК РСФСР, освобождалась от государственного промыслового налога, местных сборов и налогов.

Советская жизнь Нижегородской ярмарки началась 1 августа 1922 года. Открывал ее председатель Комиссии по внутренней торговле при СТО РСФСР Н.П. Лежави. На церемонию прибыли представители наркоматов, органов советской власти, кооперативных и торговых организаций, журналисты, гости из-за границы.

Усилия властей не пропали даром. В ярмарке 1923 года участвовало 375 оптовых фирм, в их числе 118 государственных, 98 кооперативных и 89 частных. Они привезли съестные припасы, кустарные и промышленные изделия. Ассортимент товаров был невероятно широк: от хлеба и муки до сельскохозяйственных машин и металлов. Только петроградцы доставили  около 50 вагонов грузов, в основном, фабрично-заводских изделий и химических товаров.

В 1924 году по числу участников ярмарка выросла… в 6 раз – 2177 предприятий, фирм и организаций (в том числе 237 – из Персии) привезли  3.578.593 и вывезли 2.185.952 пудов грузов. Общая сумма сделок составила 65.867 рублей.

Еще через год статус ярмарки кардинально изменился. Постановлением СТО СССР от 27 февраля 1925 года она стала «Нижегородской кустарной». Главными задачами определили организацию рынка кустарной промышленности, развитие кооперативного строительства, подъем и усиление товарности крестьянского хозяйства.

В таком качестве она и просуществовал пять лет, вплоть до своего закрытия.

За свою историю Нижегородская ярмарка знала немало взлетов и падений, упадка и славы. И вот, 6 февраля 1930 года Постановлением СНК СССР она ликвидирована окончательно – «как социально враждебный элемент».

История не знает сослагательных наклонений. Сложись судьба России иначе, спокойнее, человечнее, и «Нижегородская ярмарка», быть может, стала бы гигантским выставочным центром, а сам Нижний Новгород – выставочной столицей России, как произошло это в Италии с Fiera Milano и городом Миланом.

Кто знает…

 

Александр Беляновский

В тексте упомянуты книги:

 

1.«Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде 1896 г. Путеводитель. Город – Ярмарка – Выставка», С-Петербург, 1896.

2.Григорий Москвич. «Путеводитель по Волге», редакция «Путеводителей», С-Петербург, 1911.

 

Иллюстрации к первой части:

1. Икона Макария Желтоводского 

2. Старая фотография «Нижегородской ярмарки»

Дополнительно (при необходимости) – рисунки Нижегородской ярмарки (использовались в «Экспо Ведомости» №4)

 

Иллюстрации ко второй части:

4. Страница «Известий» 1925 г. с призывом «Привет Всесоюзному торжищу!»

5-10. Реклама участников Нижегородской ярмарки в «Известиях» 1925 года

11. Заголовок «Известий» - при необходимости;

 

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов