Главная страница | Сделать стартовой | Добавить в избранное | Карта сайта
 
Новости выставок
ВЫСТАВКИ В МОСКВЕ ВЫСТАВКИ В РОССИИ
Организаторы конгрессно-выставочных мероприятий
О компании
Наши издания Журнал «Экспо Ведомости» Справочник "Выставки Москвы" Газета «Удача-Экспо» Реклама в изданиях "ИнформЭкспо" Реклама на сайте www.informexpo.ru Концепция развития в РФ выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности КНИГА "Экспонент, помоги себе сам!" (А.С.Беляновский)
Выставочный сервис Дизайн, проектирование и строительство стендов, мобильные стенды Видеоэкраны, звукотехническое сопровождение выставок
Выставки: цифры и факты
Лучшие выставки
Выставочный аудит
Итоги московских выставок
Полезная информация
Государственная поддержка участия малого и среднего бизнеса в выставках
Публикации
Старая версия сайта
 
 
 
 
 

Филоненко И.К. «Вам не стыдно за свой выставочный продукт? Тогда мы идем к Вам»

Вам не стыдно за свой выставочный продукт?

 

Тогда мы идем к Вам

 

 

В последнее время выставочное сообщество активно обсуждает темы, ранее поднимавшиеся (как в частных дискуссиях, так и в прессе) лишь вскользь, да и то как некий теоретический предмет.

Вопросы эти – стоимость компаний и выставочных проектов, возможность организации совместных выставочных проектов, перспективы инвестиций в выставочную деятельность в России. Эти темы настолько популярны, что даже стали основой круглого стола на 72-м конгрессе UFI в ЦМТ.

 

Казалось бы, ничего экстраординарного и нового в теме нет. Почему-то никого не трогали совместные проекты Frankfurt Messe и «Экспопарка», E.J. Krause & As-sociates и «Экспоцентра». И купли-продажи тоже были– многие помнят, как в конце 90-х Crocus International продал свою выставочную программу компании ITE.

Почему же сейчас столь «рыночная» и «прогрессивная» тема вызывает беспокойство?

Это связано с тем, что за последние 2-3 года рынок изменился. Изменился практически по всем параметрам – и внешне, и внутренне. А в дальнейшем его преобразования станут еще более впечатляющими, причем на фоне все увеличивающихся объемов рынка и количества новых крупных субъектов. Если 5 лет назад в России был один жупел – ITE – то сейчас их десяток, как в лице западных, так и ряда российских компаний, агрессивно настроенных на передел рынка.

Что это означает для выставочной отрасли и предприятий, для всех нас? Для нашего рынка?

О негативе сказано слишком много. Остановлюсь на положительных сторонах современной ситуации.

Во-первых, в отличие от «старых» времен, когда, в большинстве своем, новые крупные игроки (или те, кто таковыми себя считали) вообще не принимали во внимание конкурентную среду или пытались просто «давить» конкурентов собственной массой, сейчас они внимательно изучают сложившуюся ситуацию на заинтересовавшем их направлении. Вопросы конкуренции все чаще решаются в содружестве с местным партнером. Это означает, что они начали воспринимать наш выставочный рынок как, пусть пока незрелый, но вполне сложившийся. На котором если не невозможно, то уж точно чрезвычайно трудно делать серьезные шаги, не опираясь на местный опыт, наработки и кадры.

Во-вторых, выставочный бизнес стал более прозрачен для анализа и прогнозов. Из  массы достаточно разноуровневых, разноплановых, разнопрофессиональных выставочных событий, в которых глыбой нависали экспоцентровские проекты и очень недлинный ряд выставок других операторов, он нашими общими усилиями превращается в понятное маркетинговое поле. И это действительно хорошее время для разработки долгосрочных планов, в том числе инвестиционных.

Думаю, что в течение 2-3 лет активность и в области купли-продажи, и в области совместной деятельности охватит и выставочные площадки. Очевидно, что потенциальные инвесторы уже начали понимать, что конгрессно-выставочная деятельность по большому счету может быть прибыльной. Это также начинают понимать и государственные структуры, и муниципальные, которые, кстати, с экономической точки зрения даже в большей степени заинтересованы в полноформатной выставочной деятельности, чем возможные частные инвесторы.
Наконец-то, и именно в связи с переделом рынка, выставки заговорили о «репутации», а крупные игроки, которые в течение 15 лет не замечали никого вокруг, вдруг обеспокоились недобросовестной конкуренцией. Компании начали внимательнее относиться к традиционным атрибутам цивилизованности, сервису, статистике. Больше внимания стало уделяться организационным и финансовым новациям. Так почему же говорят, что это плохо?

Все эти реалии – подтверждение той схемы, о которой мы говорили пару лет назад. Да, выставочный бизнес, во-первых, в основе своей все больше становится сетевым, и многие главные темы будут реализовываться под эгидой крупных сетевых компаний. Хочу подчеркнуть, что это не значит, что большинство выставочных проектов будет поглощено или сметено так называемыми выставками №1 в мире. Возможны и другие формы взаимодействия. Но в то же время нужно признать, что для отраслевых рынков, особенно крупных мировых игроков той или иной отрасли, это, конечно же, позитивный процесс. Очень наглядно это показала выставка ISPO Россия, которая стала одним из катализаторов, способствующих развитию рынка спортивных товаров и спортивной промышленности в нашей стране.

Если у выставочной компании нет желания взаимодействовать, объединяться, продаваться и т.п., ей необходимо более четко спозиционироваться в той нише, в которой она находится, и, соответственно, дать своим экспонентам и посетителям какой-то специфический продукт, который невозможно получить, например, в результате участия в сетевых выставочных проектах. В практическом плане это означает более гибкие и личностные формы взаимодействия с клиентами, быстрые смены форматов, подходов, тематик, параллельные программы. И, конечно же, те, кто идет этим путем, должны понимать, что их риски многократно возрастают.

По моему мнению, выставочный бизнес развивается по той же схеме, что и медийный. В сегодняшних условиях выживают издания либо особо массовые, как правило, сетевые, либо издания узкоспециализированные. Причем тенденция такова, что специализация все более и более сужается,  происходит максимальная сегментация читателей – издания начинают ориентироваться на очень узкую аудиторию, группу потребителей, регион, социальную группу и т.д. Перенесите этот подход на выставочную деятельность – и вам многое станет яснее.

В-третьих, выставочный продукт становится все более сложным и дорогим. Цена входа на выставочный рынок и сейчас достаточно высока, но в дальнейшем она еще больше увеличится. Сейчас очень сложно «с нуля» сделать новую выставку. Растут требования к профессионализму выставочников, инфраструктуре, креативу, сопроводительной документации, конгрессным и презентационным мероприятиям, уровню взаимодействия со СМИ и пр. Причем стала очевидной еще одна тенденция – профессионализм выставочных менеджеров сейчас измеряется не только их организационными способностями, кругозором, образовательным уровнем, психологическими навыками, но и их вовлеченностью в отраслевые рынки.

Фактически, выставочный оператор все в большей степени становится экспертом-маркетологом для своих отраслей и сегментов экономики. А экспертами, как мы понимаем, не становятся за один день и по мановению волшебной палочки.

Еще один аспект, на котором я хотел бы заострить внимание в контексте нашей темы – выставочные площадки. Если  говорить только о Москве, то все объективные процессы завязаны на два новых фактора. Москве  катастрофически не хватает выставочных площадей. И в этой ситуации у владельцев выставочных площадок, за исключением, может быть, только MVK-Сокольники, нет четкой стратегии дальнейшего развития. Думаю,  в ближайшие 2-3 года первым сформулирует свой месседж  «Крокус Экспо». Что касается ВВЦ, то главной выставочной площадке страны для начала нужно  все-таки что-нибудь построить, причем построить на самом высоком уровне, чтобы реально планировать и прогнозировать, выстраивать свое будущее. Никаких сомнений быть не должно – выставочное сообщество заинтересовано в выставочном развитии ВВЦ. Несколько слов о лидере. «Экспоцентр» находится в поисках самого себя. Процесс объективный– будучи долгое время первым, без достойных конкурентов, сложно быстро перестроиться, обойтись без организационных, финансовых и моральных потерь.

Вывод, который можно сделать из приведенных рассуждений банален и скучен. Мы, организаторы выставочных проектов, в новых и новейших условиях вынуждены еще  больше внимания уделять методологии и профессионализму как проектов, так и сотрудников, насыщать выставки инфраструктурой и сервисом, активнее интегрировать их в отраслевые рынки. Тогда нам никогда не будет стыдно за свой выставочный продукт. А потенциальные конкуренты либо с ужасом и благоговением будут шарахаться от нас, либо предлагать руку и сердце – на взаимовыгодных условиях.

Игорь Филоненко

 

 
«ИнформЭКСПО»
телефон: (916) 084-59-42
Электронная почта: info@informexpo.ru
Выставки Москвы::Выставки Москвы Выставки в Москве::Выставки России::Выставки в России 2017
Выставочная деятельность::Выставочные нов